Перейти к контенту

Дизельный двигатель Фольксваген - Системы питания и управления дизельных двигателей

Библиотека > Volkswagen Golf III > 3. Дизельный двигатель

Руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей
Интернет-магазины по продаже автомобильной литературы издательств: «Третий Рим», «Легион-Автодата», «Монолит» и других



Volkswagen Amarok , Volkswagen Bora , Volkswagen Caddy , Volkswagen California , Volkswagen Caravelle , Volkswagen Crafter , Volkswagen Fox , Volkswagen Gol , Volkswagen Golf , Volkswagen Jetta , Volkswagen Kafer , Volkswagen LT , Volkswagen Lupo , Volkswagen Multivan , Volkswagen Passat , Volkswagen Phaeton , Volkswagen Pointer , Volkswagen Polo , Volkswagen Santana , Volkswagen Scirocco , Volkswagen Sharan , Volkswagen Tiguan , Volkswagen Touareg , Volkswagen Touran , Volkswagen Transporter , Volkswagen up! , Volkswagen Vento

VOLKSWAGEN GOLF III / VENTO 1991-1997 бензин / дизель Пособие по ремонту и эксплуатации
Название книги

Инструкция по ремонту Фольксваен, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание

ISBN:
  978-5-91779-100-4
Язык:
 Русский

Руководство по ремонту, устройству и техническому обслуживанию автомобилей Volkswagen




Глава из руководства по ремонту автомобиля ( без картинок ) для ознакомления перед покупкой

3.9. Системы питания и управления дизельных двигателей

  • Воздушный фильтр

  • Трос акселератора (только для двигателей 1Y и AAZ)

  • Трос ускорителя холодного пуска

  • Топливный насос высокого давления (ТНВД)

  • Снятие ТНВД

  • Регулировки топливного насоса высокого давления

  • Форсунки

  • Электромагнитный клапан останова двигателя

  • Центробежный регулятор

  • Регулятор момента впрыска

  • Регулирование момента впрыска по нагрузке

  • Система холодного пуска

  • Датчик уровня топлива

  • Цифровая система питания/управления (двигатель 1Z)

  • Расположение элементов системы управления двигателем 1Z




Дизельные двигатели автомобилей Golf III/ Vento оснащались топливными системами, управляемыми как с помощью механического привода (1Y, AAZ, AHU), так и электронной цифровой системой (1Z, AFN).

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При выполнении любых работ с системой питания соблюдайте максимально возможную чистоту, тщательно очищайте области вокруг соединений перед их разъединением и складывайте снятые детали в герметичные емкости, чтобы предотвратить попадание на них загрязнений и конденсата. Для очистки деталей используйте только не ворсистую ветошь. Не используйте сжатый воздух для очистки не снятых с автомобиля деталей.

Системы питания дизельных двигателей особенно чувствительны к попаданию в них загрязнений, воздуха и воды.

Узлы и детали системы подачи воздуха двигателя 1Y

Рис. 3.16. Узлы и детали системы подачи воздуха двигателя 1Y: I 1 — патрубок забора воздуха; 2 — корпус воздушного фильтра; 3 — фильтрующий элемент воздушного фильтра; 4 — воздухопровод; 5 — впускной трубопровод; 6 — прокладка


Компоненты систем подачи воздуха дизельных двигателей показаны на рис. 3.16, 3.17.

Узлы и детали системы подачи воздуха двигателей 1Z (I) и AAZ (II)

Рис. 3.17. Узлы и детали системы подачи воздуха двигателей 1Z (I) и AAZ (II): 1 — впускной трубопровод; 2 — прокладка; 3 — турбокомпрессор; 4 — крышка воздушного фильтра; 5 — воздухопровод; 6 — редукционный клапан; 7 — электромагнитный клапан ограничения давления наддува; 8 — датчик абсолютного давления; 9 — измеритель расхода воздуха; 10 — фильтрующий элемент; 11 — корпус воздушного фильтра


3.9.1. Воздушный фильтр

Снятие. Ослабьте хомуты крепления патрубков, подсоединенных к воздушному фильтру (двигатели AAZ и 1Y) или датчику объема воздушного потока (двигатель 1Z), и отсоедините патрубки.
Отсоедините резиновые петли от выступов на кузове.
Переместите воздушный фильтр по направлению к двигателю и отсоедините впускной воздушный шланг от вентиляционного отверстия на брызговике кузова.
Выньте воздушный фильтр из моторного отсека. На двигателе 1Z отверните винты крепления датчика объема воздушного потока к воздушному фильтру и отделите датчик от него. Обращайтесь с датчиком очень аккуратно, так как его легко повредить.
Отсоедините крепежные защелки, снимите крышку фильтра и выньте фильтрующий элемент.
Установка. Установка производится в обратном порядке. Обеспечьте вхождение выступа на фильтре в выемку на брызговике.

3.9.2. Трос акселератора (только для двигателей 1Y и AAZ)

Снятие троса. Снятие проводите следующим образом:
— снимите декоративные панели под рулевой колонкой;
— слегка нажмите педаль акселератора и отсоедините трос от рычага на ней;
— снимите крышку втулки троса в месте, где он проходит через моторный щит, чтобы трос можно было свободно перемещать;
— снимите скобу и отсоедините конец акселератора от рычага ТНВД;
— оттяните резиновое уплотнительное кольцо и снимите трос с крепежного кронштейна;
— вытяните трос через отверстие в моторном щите.
Установка. Установку производите в обратном порядке. После установки отрегулируйте трос акселератора таким образом, чтобы при полностью нажатой педали акселератора рычаг ТНВД был повернут до упора.

3.9.3. Трос ускорителя холодного пуска

Снятие. Снятие троса ускорителя холодного пуска проводите следующим образом:
— ослабьте винт крепления троса ускорителя холодного пуска и отсоедините трос от рычага на ТНВД;
— снимите крепежную скобу и оболочку троса с крепежного кронштейна на боковой части ТНВД, снимите шайбу;
— освободите трос от скоб его крепления в моторном отсеке;
— снимите панели под рулевой колонкой, чтобы открыть доступ к внутренней части передней панели;
— вытяните рукоятку холодного пуска, чтобы открыть ее заднюю часть, затем снимите скобу крепления и отсоедините ручку от панели;
— отверните гайку крепления оболочки троса к передней панели и выньте трос в салон через втулку в моторном щите.
Установку производите в порядке, обратном снятию. При необходимости проведите регулировку.
Регулировка. Вставьте рукоятку холодного пуска до упора в переднюю панель.
Вверните трос в отверстие в рычаге привода механизма холодного пуска на ТНВД. Нажмите на рычаг, затем, удерживая его в этом положении, переместите оболочку троса, чтобы убрать провисание, и затяните винт ее крепления. Перемещая рукоятку из салона, дайте команду помощнику проверить, перемещается ли при этом рычаг на ТНВД во всем диапазоне хода. Выключите ускоритель частоты вращения холостого хода, нажав на рукоятку до упора, затем запустите двигатель и проверьте частоту вращения холостого хода.
Полностью вытяните рукоятку холодного запуска: частота вращения двигателя на холостом ходу должна при этом повыситься приблизительно до 1000—1100 мин-1. При необходимости отрегулируйте натяжение троса.

3.9.4. Топливный насос высокого давления (ТНВД)

Детали топливного насоса высокого давления

Рис. 3.18. Детали топливного насоса высокого давления: 1 — вал привода; 2 — поступление топлива; 3 — клапан избыточного давления топливного насоса; 4 — рычаг управления подачи топлива; 5 — центробежный регулятор; 6 — сливное отверстие для топлива.; 7 — клапан прекращения подачи топлива; 8 — подача топлива к форсунке; 9 — плунжер распределителя; 10 — подъемный диск; 11 — регулятор впрыска (для наглядности развернуть на 900); 12 — роликовое кольцо; 13 — топливный насос низкого давления

Топливный насос высокого давления, показанный на рис. 3.18, является ключевым элементом системы питания дизельных двигателей. ТНВД, устанавливаемый на автомобили Golf III, — распределительный, одноплунжерный, с механическим центробежным регулятором частоты вращения, автоматическим регулятором впрыска, пусковым устройством. Привод ТНВД осуществляется от ремня газораспределительного механизма. Насос, вращаясь с частотой вращения вдвое меньшей, чем коленчатый вал двигателя, подает топливо с большим избыточным давлением к форсункам. Во всех дизельных двигателях момент опережения впрыска топлива устанавливается путем изменения положения ТНВД на опорном кронштейне, однако на двигателе 1Z он подлежит регулировке только с помощью специального тестового оборудования — при необходимости вам следует обратиться на станцию технического обслуживания, располагающую таким оборудованием.
Первичную подачу топлива к корпус насоса высокого давления осуществляет топливный насос низкого давления пластинчатого типа, забирающий топливо из топливной магистрали.
Сжатие и подача топлива к форсункам осуществляются с помощью плунжера-распределителя, размещенного на том же валу, что ротор насоса низкого давления. Плунжер пронизан большим количеством отверстий и выемок, за счет чего он может осуществлять две функции: наполнения и впрыска.

ТНВД в фазе наполнения

Рис. 3.19. ТНВД в фазе наполнения: 1 — плунжер; 2 — электромагнитный клапан останова двигателя; 3 — входное отверстие; 4 — управляющий зазор; 5 — сливная магистраль; 6 — форсунка

Во время наполнения топливом управляющий зазор 4 (рис. 3.19) находится напротив отверстия 3 входного канала. Топливо, подкачиваемое насосом низкого давления, поступает в свободное пространство под плунжером. Приводимый в движение зубчатым ремнем от коленчатого вала плунжер вращается, таким образом подача топлива из входного канала прекращается — на этом цикл подачи топлива заканчивается.

ТНВД в фазе подачи топлива к форсунке

Рис. 3.20. ТНВД в фазе подачи топлива к форсунке: 1 — электромагнитный клапан останова двигателя; 2 — плунжер; 3 — отверстие, открывающее напорную магистраль; 4 — напорная магистраль; 5 — сливная магистраль; 6 — патрубок; 7 — форсунка

После окончания фазы наполнения плунжер проворачивается и не показанный на рисунке выступ подъемного диска набегает на ролик роликового колеса. За счет этого плунжер распределителя, который теперь жестко связан с подъемным диском, движется вперед и давление в контуре ТНВД резко повышается. В этот момент отверстие 3 (рис. 3.20) распределителя оказывается в положении, совпадающем с магистралью высокого давления, и топливо, находящееся теперь под высоким давлением, попадает к форсунке 7, которая и осуществляет впрыск.
Избыток топлива попадает обратно в бак по сливной магистрали 5. Из отверстия наполнения снова поступает топливо, при этом плунжер распределителя проворачивается к выходному каналу следующего цилиндра. Выступ на подъемном диске снова набегает на роликовое кольцо, поршень распределителя движется вперед и впрыскивает топливо уже в следующий цилиндр.
Следует отметить, что ТНВД автомобилей выпуска с октября 1994 г. управляется блоком управления, который автоматически следит за состоянием насоса и регистрирует в памяти все неисправности, возникшие в ходе его работы. Обслуживание и определение неисправностей такого ТНВД возможны только при наличии специального диагностического оборудования.


3.9.5. Снятие ТНВД

Если вы решили снять ТНВД для последующего ремонта, имейте в виду, что эта процедура является доступной только для высококвалифицированного специалиста. На всех двигателях она потребует, как уже упоминалось, последующей регулировки (на двигателе 1Z она выполняется только с помощью специального тестового оборудования). Если вы все-таки решили снимать топливный насос высокого давления, действуйте следующим образом:
— в зависимости от конструкции  снимите необходимые для получения доступа к ТНВД элементы системы подачи воздуха (корпус воздушного фильтра, на двигателе 1Z — датчик массового расхода воздуха);
— снимите крышку головки блока цилиндров и наружный кожух ремня привода ГРМ;
— установите поршень первого цилиндра в ВМТ;
— снимите ремень привода ГРМ со шкивов ТНВД и распределительного вала;

Самодельный фиксатор зубчатого шкива ТНВД

Рис. 3.21. Самодельный фиксатор зубчатого шкива ТНВД


— ослабьте гайку или болты крепления зубчатого шкива ТНВД, предварительно застопорив шкив от проворачивания, например, при помощи самодельного фиксатора (рис. 3.21);
— аккуратно захватите двуплечим съемником зубчатый шкив ТНВД, установите съемник внатяг, затем резко ударьте молотком по центральному болту съемника — это приведет к высвобождению шкива.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
В ТНВД двигателей AAZ и 1Y выпуска с октября 1994 г. применяется составной шкив, соединенный тремя болтами. Ни в коем случае не ослабляйте центральную гайку вала ТНВД, поскольку это приведет к изменению начального момента впрыска.

Снимите съемник, затем отверните болты или гайки крепления шкива и сегментную шпонку;
— отверните накидные гайки крепления топливопроводов в тыльной части ТНВД и на всех форсунках, затем снимите трубопроводы в сборе с двигателя;
— отсоедините сливной топливный шланг форсунок от сливного патрубка;
— отсоедините разъем от стопорного клапана;
— на всех двигателях, кроме 1Z, отсоедините трос ускорителя холодного пуска и акселератора от ТНВД;
— на двигателе 1Z отсоедините разъемы от клапана прекращения подачи топлива и блока регулировки количества впрыскиваемого топлива, предварительно пометив разъемы, чтобы не перепутать их при подсоединении;
— на всех двигателях, кроме 1Y и AAZ, выпущенных после октября 1994 г.: если снимаемый ТНВД будет устанавливаться на место, то при помощи водостойкого фломастера пометьте взаимное положение корпуса ТНВД и переднего крепежного кронштейна. Это позволит со средней точностью сохранить установку начального момента впрыска при установке ТНВД;
— на двигателях AAZ и 1Y выпуска с октября 1994 г. отсоедините разъемы, предварительно их пометив, от основания клапана давления топлива форсунок, от датчика продолжительности впрыска, от стопорного клапана турбокомпрессора (последнее — на двигателях AAZ), стопорного клапана полностью открытой дроссельной заслонки (на двигателе); если автомобиль не оборудован кондиционером воздуха; отсоедините клемму от механизма ускорения частоты вращения холостого хода; в автомобилях с кондиционером воздуха отсоедините вакуумный шланг от механизма ускорения оборотов холостого хода; в автомобилях, где электропроводка ТНВД не имеет отдельных разъемов, отсоедините штекерный разъем и провод «массы»;
— отверните болт крепления ТНВД к заднему кронштейну;
— отверните гайки или болты крепления ТНВД к переднему кронштейну. При отворачивании последней гайки или болта придержите корпус ТНВД рукой;

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ни в коем случае не ослабляйте болты крепления головки распределителя ТНВД, поскольку это может привести к его серьезному повреждению.

— убедитесь в том, что к насосу высокого давления больше ничего не подсоединено, и снимите его с двигателя.

Установка ТНВД
Устанавливая новый насос, сориентируйте его так, чтобы болты были ввернуты по центу отверстий: это обеспечит максимальный диапазон регулировки. Если устанавливается прежний насос, выставите его по меткам, сделанным при снятии. Установку проводите в следующем порядке:
— установите насос на двигатель, вверните болт его крепления к заднему кронштейну и затяните его моментом 25 Н·м;
— вверните болты крепления ТНВД к переднему кронштейну и затяните их моментом 25 Н·м;
— на двигателях 1Z, AAZ, 1Y выпуска с октября 1994 г. при установке нового ТНВД вставьте маленькую воронку в соединение сливного топливного патрубка, заполните его полость чистым топливом;
— подсоедините топливные магистрали к форсункам и головке ТНВД, затем затяните гайки их крепления моментом 25 Н·м;

       ПРИМЕЧАНИЕ
Внутренний диаметр болта для сливной магистрали меньше внутреннего болта для нагнетательной магистрали и помечен надписью «OUT».

— подсоедините напорную и сливную топливную магистрали к ТНВД, затяните полые болты их крепления, используя новые шайбы;
— подсоедините сливной шланг форсунок к сливному патрубку;
— установите зубчатый шкив на вал ТНВД, предварительно вставив сегментную шпонку, наверните гайку или заверните болты крепления шкива (не забудьте про шайбу) и затяните их от руки;
— установите шкив в правильное положение, вставив стержни или болты подходящего диаметра в отверстие для выравнивания в шкиве и отверстия в переднем кронштейне крепления ТНВД. Обеспечьте минимальный люфт шкива в этом положении;
— установите ремень привода ГРМ, проверьте и по необходимости отрегулируйте установку ТНВД относительно распределительного вала. По окончании натяните ремень и затяните крепление шкива ТНВД, предварительно застопорив его при помощи фиксатора (см. рис. 3.21);
— установите наружный кожух ремня и крышку головки блока цилиндров, при необходимости используя новую прокладку;
— восстановите все электрические соединения на ТНВД. В случае установки нового ТНВД на двигатели AAZ и 1Y выпуска с октября 1994 г. правильно подсоедините штекерный разъем;
— на всех двигателях, кроме 1Z, подсоедините к ТНВД тросы акселератора и ускорителя холодного пуска, при необходимости отрегулируйте их натяжение;
— установите воздушный фильтр (и измеритель воздушного потока на двигателе 1Z) и подсоедините к нему воздуховоды;
— по необходимости проведите надлежащие проверки, данные в табл. 3.2.


3.9.6. Регулировки топливного насоса высокого давления

Элементы регулировки ТНВД двигателей 1Y и AAZ

Рис. 3.22. Элементы регулировки ТНВД двигателей 1Y и AAZ: 1 — винт регулировки максимальной частоты вращения; 2 — винт регулировки частоты вращения холостого хода; 3 — стопорный винт регулировки минимальной частоты вращения холостого хода; 4 — стопорный винт регулировки максимальной частоты вращения холостого хода


Регулировка ТНВД доступна для всех дизельных двигателей, кроме модели 1Z. Места регулировок ТНВД показаны на рис. 3.22.
Максимальная частота вращения коленчатого вала измеряется с помощью специального тахометра для дизельных двигателей. Данная процедура не рекомендуется для проведения на двигателях, где установлен старый/с неизвестным ресурсом ремень газораспределительного механизма. Чтобы измерить максимальную частоту вращения коленчатого вала, зафиксируйте машину стояночным тормозом, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение, прогрейте двигатель и дайте команду помощнику нажать на педаль акселератора «в пол». Предусмотренное производителем значение максимальных оборотов коленчатого вала составляет 5200 мин-1. Во избежание повреждения двигателя, не позволяйте ему работать на максимальной частоте вращения более трех секунд. При необходимости отрегулируйте максимальную частоту вращения, ослабив контргайку и вращая регулировочный винт 1 (см. рис. 3.22). После проведения процедуры регулировки не забудьте зафиксировать контргайку.

Форсунка

Рис. 3.23. Форсунка: 1 — штуцер для сливной магистрали; 2 — регулировочная шайба; 3 — пружина распылителя; 4 — корпус распылителя; 5 — игла распылителя


Ускоренная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу. Для проверки ускоренной частоты холостого хода полностью выдвиньте рукоятку холодного пуска и, используя тахометр, убедитесь в том, чтобы частота вращения повысилась до (1050 ± 50) мин-1. При необходимости отрегулируйте ускоренную частоту вращения, ослабив контргайку и вращая винт 4 (см. рис. 3.23).
Проверку начального момента впрыска топлива осуществляйте следующим образом:
— проведите необходимые подготовительные действия: отсоедините аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля, установите, как описано выше, поршень первого цилиндра в ВМТ, проверьте фазы газораспределения, при необходимости отрегулировав их;
— отверните пробку, расположенную в тыльной части ТНВД, и снимите ее прокладку;
— установите в отверстие пробки стрелочный индикатор (через подходящий переходник) с длиной измерительного стержня 100 мм;
— установив предварительное смещение индикатора примерно 2,5 мм, медленно проворачивайте коленчатый вал за болт крепления его шкива против часовой стрелки;
— остановите коленчатый вал сразу же, как только перемещение стрелки прекратится, и сбросьте индикатор на ноль с предварительным смещением 1,0 мм;
— проверните коленчатый вал по часовой стрелке, чтобы снова установить поршень первого цилиндра в ВМТ;
— считайте показания индикатора и сравните их с данными табл. 3.2;
— если показания находятся в допустимых пределах, снимите индикатор с ТНВД, вверните и затяните резьбовую пробку, используя новую уплотнительную прокладку;
— если показания выходят за допустимые пределы, выполните регулировку.
Регулировка начального момента впрыска топлива осуществляется следующим образом:
— ослабьте болты крепления ТНВД на переднем и заднем кронштейнах (см. выше, где описаны снятие и установка ТНВД);
— поверните корпус ТНВД так, чтобы достигнуть установочного значения на индикаторе часового типа и затяните болты крепления насоса;
— снимите индикатор часового типа, вверните и установите на место резьбовую пробку, обязательно использовав новую уплотнительную прокладку.


3.9.7. Форсунки

Форсунка

Рис. 3.23. Форсунка: 1 — штуцер для сливной магистрали; 2 — регулировочная шайба; 3 — пружина распылителя; 4 — корпус распылителя; 5 — игла распылителя


Форсунки являются подпружиненными механическими клапанами (рис. 3.23), которые открываются, когда давление подаваемого в них топлива превышает определенный предел. Таким образом, топливо распыляется из распылителя форсунки в цилиндр через вихревую камеру (непрямой впрыск). На двигателе AAZ установлены двухступенчатые форсунки, которые открываются в две ступени по мере возрастания давления топлива, что оптимизирует горение топлива в двигателе.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При работе с топливными форсунками будьте очень осторожны, поскольку топливо, находящееся под высоким рабочим давлением, способно пробить кожу, что может привести к травме.

В зависимости от качества используемого топлива, ресурс форсунок равен приблизительно 100 000 км пробега. Точные проверки, капитальный ремонт и калибровку форсунок должен выполнять специалист. Чтобы без демонтажа выявить неисправную форсунку (неисправности форсунок могут вызвать детонацию или повышенную дымность двигателя), запустите двигатель в режиме быстрых оборотов холостого хода и по очереди отпускайте штуцер каждой форсунки. Когда будет отпущен штуцер дефектной форсунки, то признаки неисправности должны исчезнуть.
Снятие и установку форсунок проводите следующим образом:
— отсоедините аккумулятор от бортовой сети автомобиля, исключите возможность попадания на генератор дизельного топлива, накрыв его полиэтиленом;
— очистите поверхности вокруг форсунок и штуцеров топливных магистралей;
— отсоедините от форсунок сливную топливную магистраль;

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При снятии и установке топливных форсунок будьте осторожны — не допустите попадания грязи в форсунки и топливные магистрали, исключите их случайное падение или повреждении игл в распылителях. Форсунки изготовлены с высокой точностью и с ними следует обращаться осторожно.

— полностью снимите нагнетательные топливные магистрали, после чего закройте штуцеры форсунок и трубок, чтобы предотвратить попадание грязи в систему;
— выверните форсунку с помощью длинной торцевой головки или накидного гаечного ключа;
— извлеките теплозащитные шайбы.
Установка форсунок проводится в порядке. обратном снятию. При каждом снятии/установке производителем рекомендуется проводить замену теплозащитных шайб.


3.9.8. Электромагнитный клапан останова двигателя

Двигатель выключается с помощью электромагнитного отсечного клапана, который при отключении поданного на него электропитания прерывает поступление топлива в ТНВД. Незадолго до того, как дизельное топливо попадает в отверстие наполнения плунжера распределителя, оно проходит мимо электромагнитного клапана останова двигателя. Когда ключ включения приборов и стартера поворачивается в первое положение, на клапан подается напряжение и топливо поступает в ТНВД. При повороте ключа в положение «О» прекращается подача напряжения на клапан. Клапан останова закрывает канал поступления топлива, и двигатель останавливается. Автомобили с автоматической коробкой передач частично оборудованы механическим устройством останова на передней части ТНВД, с помощью которого можно остановить двигатель при неисправном электромагнитном клапане останова.

3.9.9. Центробежный регулятор

Для того, чтобы охватить различные режимы эксплуатации двигателя и иметь, таким образом, возможность по мере необходимости обеспечивать нужный режим впрыска, на ТНВД устанавливается центробежный регулятор. Грузы центробежного регулятора в соответствии с числом оборотов двигателя расходятся наружу больше или меньше. Они через рычажный механизм надавливают на регулирующую задвижку, которая путем открытия отверстия в плунжере распределителя позволяет вытекать избыточному топливу. Если число оборотов двигателя по отношению к положению педали подачи топлива является слишком высоким, то регулятор открывает отверстие, и число оборотов падает.
При пуске двигателя регулирующее отверстие полностью закрыто. Двигатель получает полное количество топлива, но лишь до тех пор, пока не достигнет частоты вращения холостого хода. Затем регулятор включается в работу.
Максимальное число оборотов двигателя также ограничивается центробежным регулятором. Если двигатель превышает частоту вращения 5200 мин-1, то регулирующее отверстие освобождается.

3.9.10. Регулятор момента впрыска

При росте частоты вращения коленчатого вала топливо должно впрыскиваться раньше, при этом зажигание, несмотря на это, происходит в установленное время. Регулирование опережения впрыска осуществляет регулятор впрыска. Он тоже установлен в ТНВД.
Если частота вращения двигателя возрастает, то вал насоса низкого давления в ТНВД вращается быстрее. Давление топлива возрастает, что используется при регулировании момента впрыска. Давление топлива действует на плунжер и сдвигает его против усилия пружины. Роликовое кольцо жестко связано с этим плунжером. При возрастающем давлении топлива — а также при повышенной частоте вращения — поршень роликового пальца сдвигает его относительно его оси. Выступы подъемного диска набегают на ролики раньше, то есть впрыск происходит раньше. При снижении частоты вращения поршень и вместе с ним роликовое кольцо смещается назад.

3.9.11. Регулирование момента впрыска по нагрузке

Для достижения «мягкой» работы двигателя и небольшого уровня шумов регулятор момента впрыска дополнительно к уже упомянутому регулированию момента впрыска по оборотам осуществляет также регулирование по нагрузке. Начало подачи — момент времени, когда топливо впрыскивается в цилиндр (называемый еще моментом впрыска), изменяется при изменении нагрузки на двигатель. Состояние нагрузки двигателя распознается ТНВД следующим образом:
— педаль акселератора нажата сильно, частота вращения двигателя низкая — нагрузка высокая;
— педаль акселератора отпущена, частота вращения двигателя высокая (спуск под гору) — нагрузки нет.
При высокой нагрузке двигателя ТНВД осуществляет момент впрыска раньше; при низкой нагрузке — позже.

3.9.12. Система холодного пуска

На автомобилях, изготовленных до октября 1994 г., при пуске на холоде можно увеличить частоту вращения холостого хода вручную с помощью системы холодного пуска, управляемой кнопкой на приборной панели. С октября 1994 г. трос акселератора холодного пуска был заменен автоматическим механизмом увеличения оборотов холостого хода, установленным сбоку на ТНВД.
Хотя кнопку устройства ускорения холодного пуска, расположенную на левой части панели приборов, иногда сравнивают с кнопкой воздушной заслонки («подсоса») на некоторых бензиновых двигателях, эти устройства имеют мало общего. Ускоритель холодного пуска также включают при холодном двигателе, но сокращается не приток воздуха, а изменяется момент впрыска (на более ранний). Холодный двигатель запускается лучше, потому что топливо впрыскивается в горячий сжатый воздух. Кроме того, автомобиль лучше ускоряется в этом случае при непрогретом двигателе.
Ускоритель холодного запуска должен включаться для пуска холодного двигателя независимо от температуры окружающего воздуха (только при сильном холоде способность к запуску может улучшаться, когда кнопка остается невытянутой).
После нескольких минут поездки ускоритель холодного пуска должен быть отключен, однако если этого не сделано, двигатель повреждений не получит.
Ускоритель холодного пуска действует подобно регулятору впрыска: через рычаг тяга действует на поршень регулятора впрыска и поворачивает его так же, как давление топлива при высоких оборотах двигателя — назад. Роликовое кольцо из-за этого поворачивается примерно на 2,5° в направлении «раньше».
Ускоритель холодного пуска скомбинирован с устройством повышения оборотов. При вытягивании рукоятки происходит незначительное повышение частоты вращения холостого хода с целью уменьшения вибрации холодного двигателя. Тяга может оставаться слегка вытянутой и при теплом двигателе для небольшого увеличения частоты вращения.

3.9.13. Датчик уровня топлива

Датчик уровня топлива установлен в верхней части топливного бака и доступен после снятия люка в полу багажника. Датчик служит источником информации для указателя уровня топлива, установленного на панели приборов, а также служит местом подсоединения напорного и сливного топливных шлангов.
При снятии блока датчика будьте чрезвычайно осторожны: внутренняя часть топливного бака становится открытой для окружающего воздуха.

Совмещение меток при установке датчика уровня топлива

Рис. 3.24. Совмещение меток при установке датчика уровня топлива

В ходе ремонта или замены датчика уровня топлива обязательно проверьте поплавок датчика на отсутствие сквозных отверстий и топлива внутри него. Также убедитесь, что топливозаборную трубку можно свободно перемещать рукой относительно корпуса сборки, проверьте резиновый уплотнитель на отсутствие следов износа и повреждений, при необходимости замените его. Данные о сопротивлении самого датчика производителем не приводятся, но вы можете проверить при помощи омметра, изменяется ли плавно сопротивление датчика при перемещении его рычага с поплавком по направляющей. Если прибор не показывает сопротивления, датчик считается неисправным. Обязательно проверьте первичный фильтр и удалите все накопившиеся там загрязнения. При установке совместите метки на корпусе датчика и топливном баке (рис. 3.24). Уплотнитель датчика следует обработать топливом.

3.9.14. Цифровая система питания / управления (двигатель 1Z)

Цифровая система управления двигателем с прямым впрыском топлива помимо прочих элементов, предусмотренных для дизельных двигателей, содержит блок управления, ряд датчиков и исполнительных механизмов (см. далее). Момент и продолжительность впрыска определяются блоком управления и зависят от частоты вращения коленчатого вала двигателя, положения и скорости открытия дроссельной заслонки, удельного объема и температуры поступающего воздуха, температуры охлаждающей жидкости и топлива, атмосферного давления (высоты над уровнем моря) и разрежения во впускном коллекторе. Информация об этих параметрах поступает от датчиков, установленных на двигателе.
В системе используются двухступенчатые форсунки, которые позволяют улучшать характеристики сгорания, обеспечивая уменьшенный уровень шума и улучшенный состав отработавших газов. Форсунка третьего цилиндра имеет датчик подъема иглы.
Кроме системы питания, компьютер управляет работой систем рециркуляции и уменьшения токсичности отработавших газов, цепями управления давлением наддува турбокомпрессора и пусковыми свечами.
Определение неисправностей и установка начального момента впрыска данной системы управления двигателем возможны только при наличии специального диагностического оборудовании — при необходимости обратитесь на профильную станцию технического обслуживания.

3.9.15. Расположение элементов системы управления двигателем 1Z

Ниже дано расположение элементов системы управления двигателем 1Z:

Установочные размеры пластины кулачка датчика положения педали акселератора

Рис. 3.25. Установочные размеры пластины кулачка датчика положения педали акселератора: а = (22±0,5) мм; б = (41±0,5) мм; в — передняя часть автомобиля

— датчик положения педали акселератора находится в педальной нише, на кронштейне педали; пластина кулачка датчика регулируется в соответствии с размерами, приведенными на рис. 3.25;
— датчик температуры охлаждающей жидкости расположен в верхней части сливного патрубка системы охлаждения, на передней части головки блока цилиндров;
— датчик температуры топлива расположен в корпусе ТНВД, под верхней крышкой;
— датчик температуры поступающего воздуха установлен в воздуховоде между промежуточным охладителем и впускным коллектором;
— датчик частоты вращения коленчатого вала находится спереди на блоке цилиндров, рядом с картером коробки передач;
— датчик массового расхода воздуха расположен на задней части корпуса воздушного фильтра. При операциях, затрагивающих данный датчик, будьте осторожны: датчик расхода воздуха очень чувствительный прибор и обращаться с ним нужно очень аккуратно;
— датчик разрежения во впускном коллекторе является неотъемлемой частью коллектора и не может быть заменен отдельно;
— датчик атмосферного давления установлен за передней панелью, над монтажным блоком; на автомобилях выпуска с августа 1994 г. он является неотъемлемой частью контроллера управления двигателем и не может быть заменен отдельно;
— клапан увеличения разрежения расположен на брызговике кузова за корпусом воздушного фильтра.
В табл. 3.3 даны возможные неисправности системы питания дизельных двигателей и методы их устранения. Основные технические характеристики дизельных двигателей и их деталей даны в табл. 3.4, 3.5. Моменты затяжки основных соединений даны в табл. 3.6.

Автомобильные новости
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Назад к содержимому