Перейти к контенту

Бензиновый двигатель Фольксваген - Особенности двигателей VR6 (AAA, ABV)

Библиотека > Volkswagen Golf III > 2. Бензиновый двигатель

Руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей
Интернет-магазины по продаже автомобильной литературы издательств: «Третий Рим», «Легион-Автодата», «Монолит» и других



Volkswagen Amarok , Volkswagen Bora , Volkswagen Caddy , Volkswagen California , Volkswagen Caravelle , Volkswagen Crafter , Volkswagen Fox , Volkswagen Gol , Volkswagen Golf , Volkswagen Jetta , Volkswagen Kafer , Volkswagen LT , Volkswagen Lupo , Volkswagen Multivan , Volkswagen Passat , Volkswagen Phaeton , Volkswagen Pointer , Volkswagen Polo , Volkswagen Santana , Volkswagen Scirocco , Volkswagen Sharan , Volkswagen Tiguan , Volkswagen Touareg , Volkswagen Touran , Volkswagen Transporter , Volkswagen up! , Volkswagen Vento

VOLKSWAGEN GOLF III / VENTO 1991-1997 бензин / дизель Пособие по ремонту и эксплуатации
Название книги

Инструкция по ремонту Фольксваен, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание

ISBN:
  978-5-91779-100-4
Язык:
 Русский

Руководство по ремонту, устройству и техническому обслуживанию автомобилей Volkswagen




Глава из руководства по ремонту автомобиля ( без картинок ) для ознакомления перед покупкой

2.13. Особенности конструкции и ремонта двигателей VR6 (AAA, ABV)

Общие сведения
Снятие головки блока цилиндров на двигателях VR6
Особенности разборки/ осмотра/установки головки блока цилиндров двигателей VR6
Цепной привод газораспределительного механизма двигателей VR6


2.13.1. Общие сведения
Аббревиатура VR6, применяемая для двигателей AAA и ABV, означает, что цилиндры имеют V-образное расположение, хотя речь идет о двигателе с конфигурацией блока цилиндров, внешне напоминающей блок цилиндров рядного двигателя. Первая модификация двигателя VR6 ААА рабочим объемом 2,8 л и мощностью 174 л.с. (128 кВт) впервые была установлена в 1991 г. В 1994 г. в результате модернизации был выпущен двигатель с заводским обозначением ABV рабочим объемом 2,9 л и мощностью 190 л.с. (140 кВт). Указанные двигатели отличаются друг от друга диаметром цилиндров, компонентами комплексной системы управления двигателя и применяемым топливом. Поскольку это семейство двигателей имеет существенные отличия от других, устанавливаемых на автомобилях этой серии, далее будет приведено краткое описание особенностей их конструкции и ремонта. Многие системы и элементы конструкции данного двигателя применяются и в других двигателях.

Элементы цепного привода распределительных валов двигателя VR6

Рис. 2.54. Элементы цепного привода распределительных валов двигателя VR6: 1 — звездочка; 2 — поводок распределителя зажигания; 3 — болт, 10 Н·м; 4 — ось, 25 Н·м; 5 — башмак натяжителя; 6 — натяжитель двухрядной цепи, 20 Н·м; 7 — двухрядная цепь; 8 — звездочка привода двухрядной цепи; 9 —  ведомая звездочка однорядной цепи; 10 — натяжитель однорядной цепи; 11 — болт, 11 Н·м; 12 — ведущая звездочка однорядной цепи (выполнена зацело с коленчатым валом); 13 — однорядная цепь; 14 — планка успокоителя однорядной цепи; 15 — палец, 25 Н·м; 16 — палец с заплечиком, 25 Н·м; 17 — болт, 20 Н·м; 18 — планка успокоителя двухрядной цепи; 19 — фланец промежуточного вала; 20 — промежуточный вал


Особенностью конструкции газораспределительного механизма двигателей VR6 является то, что в их конструкции вернулись к широко применявшемуся в двигателях более ранних выпусков цепному приводу ГРМ. Он содержит две цепи: первая связывает обе звездочки привода распределительных валов с промежуточным валом, вторая — промежуточный вал с коленчатым (рис. 2.54). За счет такой компоновки звездочки привода распределительных валов имеют меньший диаметр, поэтому головка блока цилиндров более компактна.

Общий вид двигателя VR6 с частичным разрезом

Рис. 2.55. Общий вид двигателя VR6 с частичным разрезом


Особого внимания заслуживает также и способ подачи топливной смеси, так как при помощи одной головки блока цилиндров смесь должна подаваться в два ряда цилиндров. Поскольку этот двигатель был сконструирован для поперечной продувки, то есть впускные каналы  находятся на одной стороне, а выпускные каналы — на другой, это означало бы, что топливная смесь должна достигать трех цилиндров на одной стороне и трех — на другой. Впускной воздухопровод расположен в верхней части головки блока цилиндров, от него к цилиндрам идут раздельные впускные патрубки. Три из этих патрубков подходят непосредственно к цилиндрам со стороны передней части двигателя. Три других патрубка проходят над двигателем и обслуживают цилиндры на тыльной части двигателя. Каждый из впускных патрубков оснащен электромагнитной форсункой. Свечи зажигания расположены со стороны внешней части цилиндров (см. рис. 2.55). Компоненты головки блока цилиндров приведены на рис. 2.56 и 2.57.

Верхняя часть головки блока цилиндров

Рис. 2.56. Верхняя часть головки блока цилиндров: 1 — кабель свечей зажигания с разъемами и направляющими устройствами кабеля; 2 — крышка распределителя зажигания; 3 — крышка клапанного механизма; 4 — уплотнители кожуха; 5 — верхняя часть впускного коллектора; 6 — болт, 25 Н·м; 7 — кожух головки блока цилиндров; 8 — опора коллектора; 9 — гайка, 1 Н·м


Нижняя часть головки блока цилиндров

Рис. 2.57. Нижняя часть головки блока цилиндров: 1 — болт, 24 Н·м; 2 — натяжитель для зубчатого ремня; 3 — болт головки цилиндров; 4 — головка цилиндров; 5 — крышка распределительного вала; 6 — натяжитель сдвоенной цепи, 20 Н·м; 7 — распределитель зажигания; 8 — болт, 25 Н·м; 9 — уплотнитель головки цилиндров


2.13.2. Снятие головки блока цилиндров на двигателях VR6
Для снятия головки блока сделайте следующее:
— снимите направляющие свечных проводов, сместив их вдоль блока цилиндров, затем извлеките их вверх, как показано на рисунке стрелками;
— снимите крышку распределителя зажигания, стяните наконечники кабелей свечей со свечей;

Верхняя часть головки блока цилиндров

Рис. 2.56. Верхняя часть головки блока цилиндров: 1 — кабель свечей зажигания с разъемами и направляющими устройствами кабеля; 2 — крышка распределителя зажигания; 3 — крышка клапанного механизма; 4 — уплотнители кожуха; 5 — верхняя часть впускного коллектора; 6 — болт, 25 Н·м; 7 — кожух головки блока цилиндров; 8 — опора коллектора; 9 — гайка, 1 Н·м


— снимите клапанную крышку 3 (рис. 2.56), ее прокладка подлежит обязательной замене;
— демонтируйте верхнюю часть впускного коллектора, которая крепится к нижней части коллектора и к моторному щиту;
— отсоедините опору 8 коллектора;
— снимите тепловой экран выпускного коллектора;
— снимите нижнюю часть впускного коллектора, обратив внимание на то, как установлены обе части прокладки, чтобы правильно установить новые;
— снимите необходимые для демонтажа головки элементы привода механизма газораспределения (верхняя цепь должна освободиться от обеих звездочек распределительных валов);
— снимите распределитель зажигания;
— отсоедините натяжитель цепи 6 от корпуса головки блока цилиндров;

Нижняя часть головки блока цилиндров

Рис. 2.57. Нижняя часть головки блока цилиндров: 1 — болт, 24 Н·м; 2 — натяжитель для зубчатого ремня; 3 — болт головки цилиндров; 4 — головка цилиндров; 5 — крышка распределительного вала; 6 — натяжитель сдвоенной цепи, 20 Н·м; 7 — распределитель зажигания; 8 — болт, 25 Н·м; 9 — уплотнитель головки цилиндров


— отсоедините пластину от нижней половины крышки клапанного механизма и после этого демонтируйте крышку 5 (см. рис. 2.57);

Последовательность затяжки болтов головки цилиндров

Рис. 2.58. Последовательность затяжки болтов головки цилиндров


— ослабьте затяжку болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, обратной приведенной на рис. 2.58.



2.13.3. Особенности разборки / осмотра / установки головки блока цилиндров двигателей VR6
Основные процедуры по разборке/осмотру/сборке головки блока цилиндров на двигателях VR6 идентичны процедурам, описанным для остальных двигателей. Вместе с тем, существует и ряд отличий:

Нумерация и ориентация крышек подшипников распределительного вала на двигателях VR6

Рис. 2.59. Нумерация и ориентация крышек подшипников распределительного вала на двигателях VR6


— на двигателях VR6 каждая крышка подшипника распределительного вала имеет стрелку, которая должна указывать в направлении, показанном на рис. 2.59. Как и на ряде других двигателей, крышки подшипников распределительного вала асимметричны: будьте внимательны при их установке;

Распределительные валы с крышками подшипников и распределителем зажигания

Рис. 2.60. Распределительные валы с крышками подшипников и распределителем зажигания: 1 — крышка подшипника; 2 — гайка, 20 Н·м; 3 — болт, 100 Н·м; 4 — поводок привода распределителя; 5 — распределитель зажигания; 6 — болт, 10 Н·м; 7 — прокладка; 8 — звездочки привода распределительных валов; 9 — распределительные валы


— чтобы отвернуть болты звездочек распределительных валов, удерживайте звездочки друг относительно друга (рис. 2.60), пользуясь предусмотренным шестигранником;
— при снятии цепей обязательно нанесите метки, указывающие направление их вращения;
— сначала демонтируется распределительный вал цилиндров 1, 3 и 5 (см. рис. 2.59). Для этого снимаются крышки подшипников № 1 и 7, затем № 3 и 5. Гайки крышек подшипников № 3 и 5 следует отпускать постепенно, чтобы не возникало перекоса распределительного вала и не создавалась нагрузка на крышки подшипников;
— для снятия второго распределительного вала (цилиндров № 2, 4, 6) отворачивают гайки крышки подшипника № 4 и снимают, а затем попеременно и крест-накрест отворачивают гайки крышек подшипников 2 и 6;

Схема сборки головки блока цилиндров

Рис. 2.61. Схема сборки головки блока цилиндров: 1 — гидравлический толкатель; 2 — сухари; 3 — верхняя тарелка пружины клапана; 4 — пружина клапана; 5 — маслосъемный колпачок; 6 — направляющая втулка; 7 — головка блока цилиндров; 8 — клапан


— в случае, если требуется выровнять поверхность головки, сопрягаемую с блоком цилиндров, установите дальнейшую пригодность головки двигателя VR6 к ремонту, проверив размер «а» (рис. 2.61). Номинальным является значение (140±0,1) мм, а минимальным 139,5 — мм;

Ремонтные параметры седла впускного клапана

Рис. 2.62. Ремонтные параметры седла впускного клапана


— основные геометрические ремонтные параметры седел клапанов приведены на рис. 2.62 и 2.63;
— при необходимости допустимо шлифование торца стержня клапана на шлифовальном станке, при этом не должно удаляться более чем 0,5 мм материала;

Ремонтные параметры седла выпускного клапана

Рис. 2.63. Ремонтные параметры седла выпускного клапана


— тарелки впускных клапанов можно дополнительно обработать шлифованием, но при выполнении условия, что размер «b» на рис. 2.63 не становится меньшим, чем 0,5 мм. Данная процедура недопустима для выпускных клапанов, так как они изготовлены из специального материала;
— каждый распределительный вал предназначен только для соответствующего ряда цилиндров. Эти валы отличаются друг от друга в соответствии с номерами запасных частей: валы для цилиндров 1, 3 и 5 — 021 109 101 М; валы для цилиндров 2, 4 и 6 — 021 109 102А;
— сначала устанавливается распределительный вал цилиндров 1, З, 5. Притягиваются крышки 3 и 5 и затем 1 и 7. Крышки распределительного вала цилиндров 2, 4, 6 устанавливаются в порядке 2 и 6, затем — 4. После установки каждый распределительный вал проворачивают несколько раз, чтобы убедиться, что он нигде не зажат. Гайки крышек распределительного вала затягивают моментом 20 Н·м попеременно и крест-накрест за несколько проходов;
— при установке звездочек привода распределительного вала необходимо, чтобы на определенный вал была установлена соответствующая звездочка; оба болта затягиваются моментом 100 Н·м;
— если хотя бы один распределительный вал был снят, следует очистить оба трехмиллиметровых отверстия и полностью заполнить их герметиком до того момента, когда будет вновь установлена крышка клапанного механизма;

Последовательность затяжки болтов головки цилиндров

Рис. 2.58. Последовательность затяжки болтов головки цилиндров


— в первый проход болты головки блока цилиндров затягиваются в показанной на рис. 2.58 последовательности моментом 40 Н·м; во второй — 60 Н·м; затем они доворачиваются еще на 180°.



2.13.4. Цепной привод газораспределительного механизма двигателей VR6
Элементы цепного привода распределительных валов двигателя VR6

Рис. 2.54. Элементы цепного привода распределительных валов двигателя VR6: 1 — звездочка; 2 — поводок распределителя зажигания; 3 — болт, 10 Н·м; 4 — ось, 25 Н·м; 5 — башмак натяжителя; 6 — натяжитель двухрядной цепи, 20 Н·м; 7 — двухрядная цепь; 8 — звездочка привода двухрядной цепи; 9 —  ведомая звездочка однорядной цепи; 10 — натяжитель однорядной цепи; 11 — болт, 11 Н·м; 12 — ведущая звездочка однорядной цепи (выполнена зацело с коленчатым валом); 13 — однорядная цепь; 14 — планка успокоителя однорядной цепи; 15 — палец, 25 Н·м; 16 — палец с заплечиком, 25 Н·м; 17 — болт, 20 Н·м; 18 — планка успокоителя двухрядной цепи; 19 — фланец промежуточного вала; 20 — промежуточный вал


Привод распределительных валов на двигателях VR6 производится через звездочку (см. рис. 2.54) на промежуточном валу. На том же валу находится звездочка привода двухрядной цепи, приводящая в движение оба распределительных вала. Натяжение цепи привода распределительных валов обеспечивается при помощи натяжителя 6. Однорядная цепь привода промежуточной звездочки снабжена натяжителем 10 гидравлического типа и не требует регулировки. Натяжитель снабжен фиксатором, который должен быть снят при замене цепи. Траектории движения цепей формируются также при помощи планок 14 и 18 успокоителей;
Чтобы произвести разборку привода газораспределительного механизма, действуйте следующим образом:
— демонтируйте все узлы и детали, расположенные на торцовой части двигателя со стороны привода;
— перед снятием ослабьте натяжение цепей привода ГРМ и, если не планируется разборка других базовых механизмов двигателя, установите поршень первого цилиндра в ВМТ, чтобы не изменилась установка фаз газораспределения;
— при необходимости ослабьте натяжение однорядной цепи, разблокировав фиксатор гидравлического натяжителя 10 (см. рис. 2.54);
— ослабьте натяжение двухрядной цепи, вывернув натяжитель 6 (см. рис. 2.54);
— пометьте краской направление движения цепей для упрощения сборки механизма ГРМ;
— двухрядная цепь снимается либо после снятия одной из звездочек привода распределительных валов (при этом валы удерживаются рожковым ключом за шестигранники), либо после снятия промежуточной звездочки;
— однорядная цепь может быть снята после снятия промежуточной звездочки.
Установка компонентов привода газораспределительного механизма производится следующим образом:
— если головка цилиндров не была снята, а цепи помечены, то все установочные метки на компонентах привода газораспределительного механизма остаются на прежних местах при условии, что ни один из валов не был повернут;
— если головка цилиндров была снята, то, прежде чем она будет установлена, следует точно выставить компоненты привода газораспределительного механизма. Нельзя проворачивать коленчатый вал, если не установлены цепи, так как в противном случае поршни могут удариться о клапаны;
— проворачивайте коленчатый вал до того момента, когда поршень первого цилиндра окажется в ВМТ. С этой целью при снятом двигателе проворачивают коленчатый вал посредством вращения маховика или при установленном двигателе и демонтированной головке блока цилиндров включают передачу и проворачивают ступицу переднего колеса. Можно также временно установить демпфер колебаний и провернуть коленчатый вал за болт крепления демпфера. В случае шестицилиндрового двигателя требуется до четырех оборотов коленчатого вала, чтобы поршень оказался в ВМТ такта сжатия;
— установите однорядную цепь, убедившись том, что метка «Б» (полированный зуб звездочки коленчатого вала) была установлена горизонтально;
— установите звездочки 8 и 9 (см. рис. 2.54), совместив установочные метки «В» (см. рис. 2.56).

Верхняя часть головки блока цилиндров

Рис. 2.56. Верхняя часть головки блока цилиндров: 1 — кабель свечей зажигания с разъемами и направляющими устройствами кабеля; 2 — крышка распределителя зажигания; 3 — крышка клапанного механизма; 4 — уплотнители кожуха; 5 — верхняя часть впускного коллектора; 6 — болт, 25 Н·м; 7 — кожух головки блока цилиндров; 8 — опора коллектора; 9 — гайка, 1 Н·м


Для дальнейшей сборки желательно иметь приспособление для установки и временной фиксации распределительных валов. Оно вставляется в пазы валов. На рисунке показано, как должен быть расположен этот инструмент после установки;
— установите звездочки на распределительные валы и одновременно с этим уложите двухрядную цепь, учитывая сделанную вами метку, обозначающую направление движения цепи;
— перед установкой болта крепления звездочки одного из распределительных валов установите поводок 2 (см. рис. 2.54) привода датчика-распределителя зажигания;
— затяните болты крепления звездочек распределительных валы моментом 100 H·м, удерживая за шестигранник ключом на 24;
— после затяжки еще раз проверьте совмещение установочных меток;
— установите натяжитель цепи 10, повернув отверткой шлиц «А», чтобы деблокировать его;
— установите натяжитель цепи 6 (см. рис. 2.54) и затяните болт его крепления моментом 20 Н·м. При этом он натягивает однорядную цепь и дополнительные действия по ее натяжению не требуются;
— проведите все остальные операции по сборке в последовательности, обратной разборке.
Основные сведения о бензиновых двигателях даны в табл. 2.7, 2.8.

Автомобильные новости
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Назад к содержимому