Перейти к контенту

Бензиновый двигатель Фольксваген - Система управления двигателем

Библиотека > Volkswagen Golf III > 2. Бензиновый двигатель

Руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей
Интернет-магазины по продаже автомобильной литературы издательств: «Третий Рим», «Легион-Автодата», «Монолит» и других



Volkswagen Amarok , Volkswagen Bora , Volkswagen Caddy , Volkswagen California , Volkswagen Caravelle , Volkswagen Crafter , Volkswagen Fox , Volkswagen Gol , Volkswagen Golf , Volkswagen Jetta , Volkswagen Kafer , Volkswagen LT , Volkswagen Lupo , Volkswagen Multivan , Volkswagen Passat , Volkswagen Phaeton , Volkswagen Pointer , Volkswagen Polo , Volkswagen Santana , Volkswagen Scirocco , Volkswagen Sharan , Volkswagen Tiguan , Volkswagen Touareg , Volkswagen Touran , Volkswagen Transporter , Volkswagen up! , Volkswagen Vento

VOLKSWAGEN GOLF III / VENTO 1991-1997 бензин / дизель Пособие по ремонту и эксплуатации
Название книги

Инструкция по ремонту Фольксваен, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание

ISBN:
  978-5-91779-100-4
Язык:
 Русский

Руководство по ремонту, устройству и техническому обслуживанию автомобилей Volkswagen




Глава из руководства по ремонту автомобиля ( без картинок ) для ознакомления перед покупкой

2.12. Комплексные системы управления двигателем

Общие сведения
Система управления двигателем «Mono-Motronic»
Система управления двигателем Digifant
Система управления двигателем Simo
Система управления двигателем Motronic


2.12.1. Общие сведения
За весь период производства автомобили семейства Golf III комплектовались, в зависимости от модели и года выпуска, широким спектром комплексных систем управления двигателем (КСУД) (см. табл. 2.1,2.2,2.3). Описываемые в данном разделе системы управления двигателем подразделяются на системы КСУД с центральным и распределенным впрыском топлива. Системы с центральным впрыском обеспечивают работу двигателя с помощью одной форсунки, распыляющую топливную смесь во все цилиндры. В системах распределенного впрыска каждый цилиндр получает смесь от соответствующей форсунки.
По сравнению с двигателями, оборудованными карбюраторными системами, применение КСУД позволяет значительно улучшить надежность, гибкость, существенно, в соответствии с последними стандартами, снизить токсичность выхлопа.
Несмотря на то, что операции по диагностике и самодиагностике состояния систем двигателя существенно упрощены, обслуживание таких систем требует наличия надлежащего оборудования и специальных знаний. По этой причине ниже будут описаны исключительно базовые операции по ремонту/обслуживанию КСУД.
Справочные сведения о рекомендованных изготовителем марках свечей зажигания приведены в табл. 2.4, значения начальных углов опережения зажигания приведены в табл. 2.5.


2.12.2. Система управления двигателем «Mono-Motronic»
Данная система производства фирмы Bosch устанавливалась на двигатели ABU, АЕА, ААМ, ABS. Она применяется совместно с трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором отработавших газов и датчиком содержания кислорода. КСУД содержит подсистему управления впрыском топлива и подсистему управления углом опережения зажигания. Обе подсистемы управляются общим программируемым электронным блоком, установленным справа под панелью приборов в салоне автомобиля.

Компоненты КСУД Mono-Motronic (двигатели 1,6 л/100 л.с., 1,8 л; 2,0 л/115 л.с.)

Рис. 2.47. Компоненты КСУД Mono-Motronic (двигатели 1,6 л/100 л.с., 1,8 л; 2,0 л/115 л.с.): 1 — высоковольтный провод; 2 — свеча зажигания, 30 Н·м; 3 — свечной наконечник (активное сопротивление 4—6 Ом); 4 — наконечник провода с помехоподавительным резистором; 5 — разъем; 6 — гайка, 10 Нм; 7 — крышка с высоковольтной частью катушки зажигания; 8 — корпус катушки зажигания; 9 — клемма; 10 — клемма №1 («масса»); 11 — клемма № 4; 12 — заземляющая шина; 13 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 — уплотнение круглого сечения; 15 — кожух; 16 — зажим; 17 — регулятор холостого хода (только двигателей 1,8 л); 18 — агрегат центрального впрыска; 19 — ЭБУ; 20 — разъем; 21 — прижимная пластина; 22 — болт, 25 Н·м; 23 — датчик-распределитель зажигания; 24 — крышка внутренняя; 25 — бегунок, активное сопротивление 0,6 –1 Ом; 26 — крышка датчика-распределителя; 27 — помехоподавляющий экран

Подсистема управления углом зажигания состоит из коммутатора «Telefunken», датчика частоты вращения (установлен в распределителе зажигания), датчика разрежения (встроен в коммутатор), катушки и свечей зажигания. Основные компоненты системы «Mono-Motronic» приведены на рис. 2.47.
При работе двигателя контроллер периодически включает электромагнитный клапан продувки адсорбера. В этом случае поступающий снаружи воздух, насыщаясь парами бензина, поступает в задроссельное пространство агрегата впрыска топлива.

Агрегат центрального впрыска Mono-Motronic

Рис. 2.48. Агрегат центрального впрыска Mono-Motronic: 1 — уплотнительное кольцо; 2 — форсунка; 3 — крышка; 4 — уплотнительная прокладка; 5 — корпус; 6 — запор; 7 — датчик положения дроссельной заслонки; 8 — сепаратор; 9 — защитный чехол; 10 — кронштейн; 11 — выключатель дроссельной заслонки; 12 — регулятор холостого хода; 13 — регулятор давления

Регулятор холостого хода, расположенный в агрегате центрального впрыска (рис. 2.48), оснащен выключателем датчика положения дроссельной заслонки, который подает к ЭБУ сигнал о том, что дроссельная заслонка находится в положении холостого хода. Положение холостого хода дроссельной заслонки отрегулировано на заводе-изготовителе и регулировке не подлежит.
Датчик содержания кислорода в отработавших газах установлен в приемной трубе глушителя и служит для передачи сигналов о концентрации кислорода в отработавших газах к контроллеру.
Топливо подается электрическим насосом марки, установленным в топливном баке. Его производительность должна составлять (см3/30 с) при напряжении, подаваемом на клеммы насоса, — 8 В: 175—195; 9 В: 290—310; 10 В: 390—410; 11 В: 515—535; 12 В: 640—660.
Для проверки датчика температуры поступающего воздуха при снятой клеммной колодке присоединить омметр к выводам 1 и 4 датчика и проверить сопротивление. Значения должны составлять, кОм: при температуре 0 °С: 5,0—6,2; при 20 °С: 2,0—3,0; при 30 °С: 1,6—2,0; при 50 °С: 700—900 Ом; при 80 °С: 300—350 Ом; при 100 °С: 175—225 Ом.



2.12.3. Система управления двигателем Digifant
Система управления Digifant устанавливалась на двигатели ABF и 2E. Как и другие системы управления двигателем, она сочетает в себе подсистему управления впрыском топлива и подсистему управления углом опережения зажигания. Обе подсистемы управляются общим программируемым электронным блоком, установленным в моторном отсеке за перегородкой щита передка (на автомобилях без каталитического нейтрализатора) или справа под панелью приборов в салоне автомобиля.

Детали подсистемы управления впрыском топлива КСУД Digifant 3.0/3.2

Рис. 2.49. Детали подсистемы управления впрыском топлива КСУД Digifant 3.0/3.2: 1 — воздушный фильтр; 2 — патрубок забора подогретого воздуха; 3 — воздухопровод; 4 — корпус дроссельной заслонки; 5 — контроллер; 6 — верхняя часть впускного трубопровода; 7 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 8 — прокладки; 9 — нижняя часть впускного трубопровода; 10 — датчик частоты вращения коленчатого вала; 11 — электромагнитный клапан стабилизации холостого хода; 12 — регулирующий клапан системы вентиляции картера; 13 — датчик содержания кислорода (лямбда-зонд)


Вместе с тем системы Digifant, устанавливаемые на двигатели 2E и ABF, имеют существенные отличия (рис. 2.49 и 2.50). На двигателях 2E она оснащена расходомером воздуха, отсутствующим в двигателях марки ABF, где нагрузка на двигатель определяется по давлению во впускном коллекторе. Подсистема управления впрыском топлива на двигателях 2E имеет много общего с системой распределенного впрыска «LE-Jetronic» фирмы Bosch и является системой с прерывистой подачей рабочей смеси. Основными параметрами, определяющими количество смеси, являются частота вращения коленчатого вала и количество поступающего воздуха.

Детали подсистемы управления впрыском топлива КСУД Digifant

Рис. 2.50. Детали подсистемы управления впрыском топлива КСУД Digifant: 1 — шланг подвода топлива; 2 — шланг слива топлива; 3 — планка с соединительными колодками; 4 — распределительная магистраль; 5 — фиксатор форсунки; 6, 8 — уплотнительное кольцо; 7 — впрыскивающая форсунка; 9 — наконечник; 10 — регулятор давления топлива

Основными компонентами подсистемы управления углом опережения зажигания являются контроллер, коммутатор, датчик частоты вращения распределительного вала, установленный в распределителе зажигания, катушка и свечи зажигания.
Подсистема управления впрыском топлива также включает в себя следующие основные элементы:
— контроллер (марка Bosch 0261 200291 у автомобилей с механической трансмиссией и 0261 200291 у автомобилей с автоматической трансмиссией) для формирования адекватных сигналов по поддержанию необходимого качества рабочей смеси и подаче необходимого количества смеси получает следующую информацию: количество и температура забираемого воздуха, частота вращения и угловое положение коленчатого вала, температура охлаждающей жидкости;
— топливный фильтр, установленный взадней части кузова под днищем;
— электрический насос роликового типа марки Bosch, установлен в топливном баке вместе с датчиком запаса топлива. При нормальной работе его производительность составляет (см3/30 с): при напряжении 9 В — 265—285; 10 В — 340—360; 11 В — 415—435; 12 В — 490—510;
— регулятор давления топлива, установленный в нижней части распределительной топливной магистрали. Давление регулирования на холостом ходу при присоединенном вакуумном шланге 2,5 кгс/см2; при отсоединенном вакуумной шланге около 3 кгс/см2. Минимально допустимое остаточное давление топлива в системе через 10 мин после остановки топливного насоса не менее 2 кгс/см2;
— датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный в корпусе подвода охлаждающей жидкости в головке цилиндров;
— датчик температуры воздуха на двигателе 2Е, являющийся составной частью датчика массового расхода воздуха. На двигателе ABF он расположен во впускном воздуховоде, за воздушным фильтром, если следовать в направлении движения потока воздуха;
— клапан стабилизации холостого хода, установленный в кронштейне на впускном коллекторе над крышкой распределительного вала. На двигателе ABF требуется снятие плоского защитного кожуха;
— потенциометрический датчик положения дроссельной заслонки также установлен на корпусе дроссельной заслонки. потенциометр с корпуса дросселя. В соответствующих случаях снимите уплотнительное кольцо;
— датчик скорости движения, установленый на коробке передач;
— датчик частоты вращения двигателя, установленный спереди на блоке цилиндров, рядом с поверхностью стыка блока и картера коробки передач;
— форсунки впрыска установлены в нижней части впускного трубопровода. Сопротивление обмотки форсунки 15—20 Ом. Сопротивление обмотки форсунки 1-го цилиндра измеряется между выводами «1» и «5» (соединительной колодки форсунок), форсунки 2-го цилиндра — между выводами «2» и «5»; форсунки 3-го цилиндра — между выводами «3» и «5» и форсунки 4-го цилиндра — между выводами «4» и «5».
— абсорбер и электромагнитный клапан его управления, установленные на правом переднем надколесном кожухе;
— датчик содержания кислорода в отработавших газах со встроенным электронагревательным элементом, установленный в трубе системы выпуска отработавших газов перед каталитическим нейтрализатором. Датчик выдает на контроллер сигнал напряжения, пропорциональный величине содержания кислорода в отработавших газах, когда температура датчика достигает 300 °С. Выходное напряжение при пуске двигателя 11 В;
— в состав подсистемы управления впрыском топлива КСУД Digifant 3.2, кроме того, входит электромагнитный клапан стабилизации холостого хода, установленный в воздушном канале, выполненном параллельно корпусу дроссельной заслонки.


2.12.4. Система управления двигателем Simo
Размещение компонентов КСУД Simos на автомобиле

Рис. 2.51. Размещение компонентов КСУД Simos на автомобиле: 1 — электромагнитный клапан продувки абсорбера; 2 — измеритель расхода воздуха; 3 — разъем датчика содержания кислорода в отработавших газах; 4 — корпус дроссельной заслонки; 5 — контроллер; 6 — форсунка системы впрыска; 7 — регулятор давления топлива; 8 — катушка зажигания; 9 — датчик тахометра; 10 — разъем датчика детонации; 11 — разъем с центральным выводом; 12 — датчик частоты вращения коленчатого вала; 13 — разъем датчика частоты вращения коленчатого вала; 14 — распределитель зажигания; 15 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 — датчик детонации; 17 — соединение с «массой»; 18 — датчик температуры всасываемого воздуха; 19 — абсорбер

КСУД Simos устанавливалась на двигатели AGG выпуска 1995—1996 гг. и включает аналогичные системе Digifant подсистему управления распределенным впрыском топлива и подсистему управления углом опережения зажигания. Размещение узлов КСУД Simos в моторном отсеке автомобиля показано на рис. 2.51. Компоненты подсистемы управления впрыском топлива КСУД Simos представлены на рис. 2.52, 2.53.

Компоненты подсистемы управления впрыском топлива КСУД Simos (с 10.94 г.): 1 — распределительная магистраль; 2 — болт

Рис. 2.52. Компоненты подсистемы управления впрыском топлива КСУД Simos (с 10.94 г.): 1 — распределительная магистраль; 2 — болт: М6, 10 Н·м, М8, 20 Н·м; 3 — зажим; 4 — уплотнение кольцевого сечения; 5 — регулятор давления; 6 — топливная форсунка; 7 — наконечник; 8 — к усилителю тормозного привода; 9 — впускной коллектор; 10 — датчик температуры; 11 — кронштейн; 12 — к расширительному бачку; 13 — к головке блока цилиндров; 14 — к электромагнитному клапану; 15 — датчик положения дроссельной заслонки; 16 — прокладка; 17 — к сливной топливной магистрали; 18 — к напорной топливной магистрали

Размещение компонентов КСУД Simos на автомобиле

Рис. 2.53. Размещение компонентов КСУД Simos на автомобиле: 1 — электромагнитный клапан продувки абсорбера; 2 — измеритель расхода воздуха; 3 — разъем датчика содержания кислорода в отработавших газах; 4 — корпус дроссельной заслонки; 5 — контроллер; 6 — форсунка системы впрыска; 7 — регулятор давления топлива; 8 — катушка зажигания; 9 — датчик тахометра; 10 — разъем датчика детонации; 11 — разъем с центральным выводом; 12 — датчик частоты вращения коленчатого вала; 13 — разъем датчика частоты вращения коленчатого вала; 14 — распределитель зажигания; 15 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 — датчик детонации; 17 — соединение с «массой»; 18 — датчик температуры всасываемого воздуха; 19 — абсорбер

Подсистема управления впрыском топлива включает в себя следующие основные узлы:
— контроллер, установленный за щитом передка, обеспечивает управление впрыском топлива и опережением зажигания на основе информации, выдаваемой датчиками системы;
— топливный насос погружного типа, установленный в топливном баке;
— датчик температуры всасываемого воздуха, установленный на корпусе воздушного фильтра;
— датчик температуры охлаждающей жидкости, расположенный на корпусе подвода охлаждающей жидкости и головке цилиндра;
— датчик массового расхода воздуха установлен на корпусе воздушного фильтра;
— корпус дроссельной заслонки расположен на впускном трубопроводе и включает в себя дроссельную заслонку, регулятор холостого хода и потенциометрический датчик положения дроссельной заслонки.


2.12.5. Система управления двигателем Motronic
Системы управления двигателем Motronic в модификациях применялась на автомобилях Golf III: двигатели ААА до 7.95, АЕЕ с 10.95 (Motronic/1AV); ABV с 7.95, AEK с 10.95 (Motronic M2.9), ABV с 8.95 (Motronic 3.8.1).
В отличие от других систем управления двигателем применяется последовательный впрыск топлива. Это означает, что каждая топливная форсунка управляется раздельно и впрыскивает рабочую смесь в соответствии с порядком работы цилиндров. Благодаря точному выбору момента впрыска по отношению к моменту открытия впускного клапана данной КСУД обеспечивается более эффективное сгорание смеси, что, в частности, проявляется в быстром повышении крутящего момента при ускорениях автомобиля.
Отличительной чертой КСУД Motronic M 2.9 является то, что в качестве датчика частоты вращения коленчатого вала применен индуктивный датчик, установленный в передней части масляного картера, датчик Холла установлен в корпусе распределителя зажигания. Двигатели VR6 комплектовались двумя датчиками детонации: с левой и правой стороны блока цилиндров между первым и третьим, четвертым и шестым цилиндрами. На четырехцилиндровых двигателях устанавливается только один датчик детонации.
Датчик содержания кислорода установлен в передней части корпуса нейтрализатора отработавших газов.
Регулятор холостого хода установлен между впускным воздушным патрубком и выпускным трубопроводом. Он управляет количеством впускаемого воздуха на режиме холостого хода, который идет в обход клапана дроссельной заслонки. Этим достигается постоянство частоты вращения на холостом ходу независимо от подключения дополнительных потребителей, таких, как электродвигатели усилителя рулевого привода или кондиционера. Управление регулятором холостого хода производится от ЭБУ двигателя.
Датчик температуры окружающего воздуха установлен в левой части впускного трубопровода. Сигнал от этого датчика подается к регулятору холостого хода и приборам управления углом опережения зажигания. Выход из строя данного датчика приводит к затруднениям пуска двигателя при отрицательных температурах.
В системе Motronic 3.8.1 управление режимом холостого хода осуществляется как в случае установки КСУД Simos. Термоанемометрический датчик с нагреваемой нитью заменен на датчик массового расхода воздуха пленочного типа. Преимуществом такого датчика является отсутствие отложений на спирали и, следовательно, необходимость ее периодической очистки.
За счет дополнительной продувки воздухом снижается токсичность отработавших газов прогретого двигателя. Это достигается тем, что электрический насос подает свежий воздух в выпускной тракт двигателя. Свежий воздух дожигает несгоревшие еще частицы. Кроме того, повышается температура выхлопа, поэтому катализатор быстрее прогревается и раньше включается в работу датчик содержания кислорода. Система рециркуляции в зависимости от состояния двигателя отводит определенное количество через регулируемый клапан снова во впускной трубопровод, тем самым снижается температура сгорания рабочей смеси. Чем меньше температура сгорания, тем меньше содержится в ОГ вредных окислов азота.

Автомобильные новости
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Назад к содержимому