Перейти к контенту

Бензиновый двигатель Фольксваген - Головка блока цилиндров

Библиотека > Volkswagen Golf III > 2. Бензиновый двигатель

Руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей
Интернет-магазины по продаже автомобильной литературы издательств: «Третий Рим», «Легион-Автодата», «Монолит» и других



Volkswagen Amarok , Volkswagen Bora , Volkswagen Caddy , Volkswagen California , Volkswagen Caravelle , Volkswagen Crafter , Volkswagen Fox , Volkswagen Gol , Volkswagen Golf , Volkswagen Jetta , Volkswagen Kafer , Volkswagen LT , Volkswagen Lupo , Volkswagen Multivan , Volkswagen Passat , Volkswagen Phaeton , Volkswagen Pointer , Volkswagen Polo , Volkswagen Santana , Volkswagen Scirocco , Volkswagen Sharan , Volkswagen Tiguan , Volkswagen Touareg , Volkswagen Touran , Volkswagen Transporter , Volkswagen up! , Volkswagen Vento

VOLKSWAGEN GOLF III / VENTO 1991-1997 бензин / дизель Пособие по ремонту и эксплуатации
Название книги

Инструкция по ремонту Фольксваен, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание

ISBN:
  978-5-91779-100-4
Язык:
 Русский

Руководство по ремонту, устройству и техническому обслуживанию автомобилей Volkswagen




Глава из руководства по ремонту автомобиля ( без картинок ) для ознакомления перед покупкой

2.5. Головка блока цилиндров

Общие сведения
Снятие
Установка
Разборка
Проверка
Сборка


2.5.1. Общие сведения
Головка блока цилиндров шестнадцатиклапанного двигателя (ABF)

Рис. 2.3. Головка блока цилиндров шестнадцатиклапанного двигателя (ABF): 1 — болт зубчатого шкива распределительного вала; 2 — гайка крышки подшипника распределительного вала; 3 — крышка подшипника распределительного вала; 4 — приводная цепь; 5 — распределительный вал; 6 — гидравлический толкатель; 7 — сухарь; 8 — верхняя тарелка клапанной пружины; 9 — клапанная пружина; 10 — маслосъемный колпачок; 11 — нижняя тарелка клапанной пружины; 12 — направляющая втулка клапана; 13 — уплотнительная манжета распределительного вала; 14 — корпус головки цилиндров; 15 — клапан


Бензиновые двигатели на автомобилях Golf III комплектовались восьми-/шестнадцатиклапанными головками блока цилиндров. Привод распределительного вала осуществляется посредством зубчатого ремня и зубчатых шкивов, передающих крутящий момент с коленчатого вала. На шестнадцатиклапанном двигателе в головке блока цилиндров установлены два распределительных вала, связанных друг с другом цепной передачей. Один вал приводит в движение впускные клапаны, другой — выпускные. Впускной распределительный вал фиксируется в головке блока цилиндров пятью, выпускной — шестью крышками подшипников скольжения. Основные компоненты различных модификаций головок блока двигателя, устанавливаемых на автомобили Golf III, показаны на рис. 2.3, 2.4,2.5.

Головка цилиндров восьмиклапанного двигателя (ADZ, ADY, AAM, ABS, 2E и др.)

Рис. 2.4. Головка цилиндров восьмиклапанного двигателя (ADZ, ADY, AAM, ABS, 2E и др.): 1 — болт крепления зубчатого шкива распределительного вала; 2 — шайба; 3 — зубчатый шкив распределительного вала; 4 — гайка крепления крышки подшипника распределительного вала; 5 — крышка подшипника распределительного вала; 6 —  цепь привода распределительного вала; 7 — распределительные валы; 8 — гидравлический толкатель; 9 — сухарь крепления клапанной пружины; 10 — верхняя тарелка клапанной пружины; 11 — наружная клапанная пружина; 12 — внутренняя клапанная пружина; 13 — маслосъемный колпачок; 14 — нижняя тарелка клапанной пружины; 15 — направляющая втулка клапана; 16 — головка блока цилиндров; 17 — клапаны; 18 — манжета распределительного вала


Головка блока цилиндров двигателя VR6

Рис. 2.5. Головка блока цилиндров двигателя VR6: 1, 9 — болт; 2 — натяжитель зубчатого ремня; 3 — болт головки цилиндров; 4 — корпус головки цилиндров; 5 — крышка распределительного вала; 6 — натяжитель сдвоенной цепи; 7 — распределитель зажигания; 8 — уплотнитель головки цилиндров


2.5.2. Снятие
Снятие выполняйте следующим образом:
— выполните необходимые подготовительные действия: установите автомобиль в подходящем для ремонта месте; снимите капот (см. главу, посвященную кузову автомобиля); отсоедините аккумулятор от бортовой сети автомобиля. Если на вашем автомобиле установлена магнитола с защитным кодом, перед отсоединением аккумулятора убедитесь, что у вас имеется копия этого кода;
— слейте моторное масло, жидкость из системы охлаждения (как описано в руководстве по эксплуатации), снимите приводной ремень вспомогательных агрегатов; установите поршень первого цилиндра в ВМТ (см. выше);
— отпустите хомуты и отсоедините шланги радиатора от головки цилиндров, корпусе помпы/термостата (в зависимости от конструкции), шланги охлаждающей жидкости от расширительного бачка и отопителя салона от патрубков головки цилиндров;
— отсоедините высоковольтный провод от центральной клеммы крышки распределителя и привяжите его в стороне от двигателя, затем отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозной системы от патрубка на впускном коллекторе;
— в целях облегчения работ по снятию/установке головки блока цилиндров можно демонтировать накладку бампера, радиатор и его декоративную решетку, вентилятор системы охлаждения, фары, переднюю поперечину и механизм замка капота. Данная процедура не обязательна, но оно в огромной степени облегчает доступ к головке блока двигателя;
— если предусмотренно комплектацией, отсоедините провод лямбда-зонда от главного жгута проводки; как описано в руководстве по эксплуатации, отсоедините высоковольтные провода от свечей зажигания и от трамблера; на машинах, оборудованных двигателями ABF, ABU, АВD и АЕА, — снимите трамблер;
— если автомобиль оборудован системой распределенного впрыска, снимите корпус дроссельной заслонки и топливную рампу и форсунки. На двигателях АЕК и ABF демонтируйте верхнюю часть впускного коллектора;
— если предусмотрено комплектацией, отсоедините от крышки шланг вентиляции картера;
— если автомобиль оборудован системой центрального впрыска, демонтируйте воздушную камеру корпуса дросселя, а затем корпус дроссельной заслонки;
— если предусмотрено комплектацией, отсоедините вакуумные шланги от клапана рециркуляции выхлопных газов (РВГ), вакуумного шланга усилителя тормозной системы, впускного шланга воздуха и топливного насоса;
— если автомобиль оборудован угольным фильтром системы улавливания паров топлива, отсоедините вакуумный шланг от штуцера на корпусе дросселя;
— сбросьте давление в топливной системе;
— отсоедините и извлеките трубопроводы, соединяющие выпускной коллектор с воздушным фильтром и корпус дросселя с расходомером воздуха;
— на двигателях с центральным впрыском снимите воздушную камеру с корпуса дросселя;
— отсоедините трос акселератора от рычага дроссельной заслонки;
— отсоедините от корпуса дросселя шланги подачи и возврата топлива (примите меры предосторожности);
— снимите крышку распределительного вала, отпустив ее крепежные гайки. В том случае, если она не отделяется, обстучите крышку со всех сторон легкими ударами молотка с бойком из мягкого материала. Далее снимите маслоотражающую пластину и удалите старую прокладку крышки — изготовитель рекомендует ее замену при каждом снятии;
— демонтируйте передние крышки зубчатого ремня, сам ремень со шкива распределительного вала;
— на двигателях ABD, AEA и ABU снимите зубчатый шкив распределительного вала; затем снимите заднюю крышку ремня привода распределительного вала. Учтите, что на двигателях ABU, АЕА и ABD крепежные болты помпы выполняют двойную функцию и служат для крепления задней крышки ремня привода распределительного вала — снимите водяной насос с блока цилиндров;
— отсоедините разъем проводов датчика температуры охлаждающей жидкости. На двигателях ABD, AEA, ABU он расположен на левой стороне головки блока цилиндров под патрубком отопителя салона. На двигателях AAM, ABS, ADZ — спереди, над патрубком, соединяющим головку блока цилиндров и радиатор;
— отсоедините приемную трубу выхлопной системы от выпускного коллектора; если предусмотренно комплектацией, отсоедините шланг теплого воздуха от теплового экрана выпускного коллектора;
— выверните болт, фиксирующий трубку масляного щупа на головке цилиндров; снимите кронштейн разъема электропроводки с головки цилиндров;
— действуя в последовательности, обратной затяжке, осторожно отпустите (не более чем по пол-оборота за один проход) болты головки цилиндров, пока они не будут откручиваться вручную;
— снимите головку блока цилиндров, желательно прибегнув к чьей-либо помощи, так как она имеет большой вес, особенно в сборе с коллекторами;
— снимите с блока прокладку головки; будьте осторожны: если направляющие втулки сидят в блоке двигателя свободно, то извлеките их.


2.5.3. Установка
Выполните необходимые подготовительные действия. Полностью очистите от нагара и отложений поршни и сопрягаемые поверхности головки/блока цилиндров. Будьте осторожны, не повредите поверхность головки блока цилиндров. Исключите возможность попадания даже самых мелких предметов в каналы систем подачи масла и охлаждения;
— проверьте состояние болтов головки цилиндров: внимательно осмотрите резьбу, измерьте их длину, чтобы определить их удлинение, если потребуется, приобретите новые. Изготовитель не требует замены болтов при каждом снятии/установке головки, однако это рекомендуется;
— если головка блока цилиндров снималась отдельно, удостоверьтесь, что в отверстиях для болтов головки в блоке цилиндров не осталось даже небольшого количества охлаждающей жидкости/масла. При наличии жидкости удалите ее с помощью спринцовки, затем вытрите насухо;
— заменив прокладки, установите на головку коллекторы, затяните крепежные гайки требуемым моментом;
— установите топливные форсунки или свечи накаливания;
— установите валы в положение для монтажа головки цилиндров, как описано в начале раздела;

Размещение прокладки на головке блока цилиндров

Рис. 2.6. Размещение прокладки на головке блока цилиндров


— разместите прокладку головки на блоке, надев ее на направляющие втулки, как показано на рис. 2.6;

Расположение маркировки «TOP» и номера детали

Рис. 2.7. Расположение маркировки «TOP» и номера детали


— маркировка со словом «ТОР» и номером прокладки должна располагаться наверху (рис. 2.7);
— осторожно установите головку цилиндров в сборе с коллекторами на блоке цилиндров таким образом, чтобы направляющие втулки совместились с пазами в головке цилиндров; удостоверьтесь, что прокладка не слетела с направляющих втулок и осталась в надлежащем положении;
— обработав нижние поверхности головок болтов головки смазкой с высокой температурой плавления, аккуратно вставьте, болты в их отверстия и вверните, насколько это возможно, от руки;

Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров

Рис. 2.8. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров


— соблюдая последовательность (рис. 2.8), затяните в два прохода болты с использованием динамометрического ключа и подходящей торцовой головки (моменты затяжки указаны в табл. 2.8).
— используя измеритель углов, доверните болты на угол, указанный для третьей затяжки, в той же последовательности, затем выполните четвертую протяжку;
— если предусмотрено конструкцией, установите помпу, затем установите заднюю крышку ремня привода распределительного вала, на двигателях ABU, ABD и АЕА — зубчатый шкив распределительного вала;
— установите ремень привода распределительного вала (см. процедуру замены ремня распределительного вала);
— закрепите болтом на головке цилиндров трубку масляного щупа, затем соедините приемную трубу с выпускным коллектором;
— если автомобиль оборудован системой распределенного впрыска, установите на место топливные форсунки, топливный коллектор, верхнюю секцию впускного коллектора (в зависимости от конструкции) и корпус дросселя;
— если автомобиль оснащен системой центрального впрыска, установите в порядке, обратном снятию, корпус дросселя и воздушную камеру;
— если предусмотрено конструкцией, установите распределитель зажигания (если имеется) и высоковольтные провода системы зажигания;
— установите крышку распределительного вала. При ее установке обеспечьте точность расположения всех частей прокладки на головке цилиндров;
— в порядке, обратном снятию, установите на место шланги. Если они были закреплены хомутами обжимного типа, замените их на червячные;
— приведите в рабочее состояние топливную систему и систему зажигания, установив реле топливного насоса и подсоединив к распределителю зажигания центральный высоковольтный провод;
— если они демонтировались для улучшения доступа, установите на места снятые детали кузова;
— как описано выше, установите приводной ремень вспомогательных агрегатов;
— подсоедините снятые клеммы электропроводки, подсоедините аккумулятор к бортовой электрической системе;
— соблюдая необходимую концентрацию, добавьте в систему охлаждения двигателя необходимое количество антифриза;
— по возможности замените в двигателе масло или долейте необходимое его количество.



2.5.4. Разборка
Разборку выполняйте следующим образом:
— снимите впускной, затем выпускной коллекторы; если предусмотрено комплектацией, отсоедините от коллектора трубку контроля содержания двуокиси углерода;
— снимите топливные форсунки и свечи накаливания;
— снимите выходной патрубок охлаждающей жидкости вместе с его прокладкой/уплотнительным кольцом; выверните из головки цилиндров датчик охлаждающей жидкости и датчик давления масла;
— зафиксируйте зубчатый шкив распределительного вала, затем выверните болт и снимите шайбу (если предусмотрена комплектацией). Снимите зубчатый шкив с хвостовика распределительного вала. В случае, если шкив фиксируется шпонкой, осторожно извлеките ее из канавки на хвостовике распределительного вала;
— осмотрите крышки подшипников скольжения, фиксирующих распределительный вал(ы), и убедитесь, что на них четко видны маркировки изготовителя; если они видны неудовлетворительно, нанесите их;
— на двигателях ABU, АЕА, ABD во избежание повреждения распределительного вала отворачивайте крышки подшипников скольжения в последовательности 5, 1, 3, затем 2 и 4 (от шкива распределительного вала). Гайки отпускаются на пол-оборота за один проход по диагонали, вплоть до свободного вращения;

Головка цилиндров восьмиклапанного двигателя (ADZ, ADY, AAM, ABS, 2E и др.)

Рис. 2.4. Головка цилиндров восьмиклапанного двигателя (ADZ, ADY, AAM, ABS, 2E и др.): 1 — болт крепления зубчатого шкива распределительного вала; 2 — шайба; 3 — зубчатый шкив распределительного вала; 4 — гайка крепления крышки подшипника распределительного вала; 5 — крышка подшипника распределительного вала; 6 —  цепь привода распределительного вала; 7 — распределительные валы; 8 — гидравлический толкатель; 9 — сухарь крепления клапанной пружины; 10 — верхняя тарелка клапанной пружины; 11 — наружная клапанная пружина; 12 — внутренняя клапанная пружина; 13 — маслосъемный колпачок; 14 — нижняя тарелка клапанной пружины; 15 — направляющая втулка клапана; 16 — головка блока цилиндров; 17 — клапаны; 18 — манжета распределительного вала


— на двигателях ADZ, ADY, AAM, ABS и 2Е сначала отпускаются крышки 1 и 3 (см. рис. 2.4), затем — 2 и 5. Точно таким же образом отпускайте их на пол-оборота за один проход по диагонали, вплоть до свободного вращения гаек, с той особенностью, что у четвертого цилиндра крышка подшипника отсутствует;

Головка блока цилиндров шестнадцатиклапанного двигателя (ABF)

Рис. 2.3. Головка блока цилиндров шестнадцатиклапанного двигателя (ABF): 1 — болт зубчатого шкива распределительного вала; 2 — гайка крышки подшипника распределительного вала; 3 — крышка подшипника распределительного вала; 4 — приводная цепь; 5 — распределительный вал; 6 — гидравлический толкатель; 7 — сухарь; 8 — верхняя тарелка клапанной пружины; 9 — клапанная пружина; 10 — маслосъемный колпачок; 11 — нижняя тарелка клапанной пружины; 12 — направляющая втулка клапана; 13 — уплотнительная манжета распределительного вала; 14 — корпус головки цилиндров; 15 — клапан


— на двигателе ABF сначала снимается впускной распределительный вал. Демонтируйте сначала крышки подшипников 5, 7 (см. рис. 2.3) и крышку рядом со звездочкой приводной цепи двигателя, а уже затем — крышек подшипников 6 и 8. Крышки выпускного распределительного вала снимаются в последовательности 1, 3 и крышки, рядом со звездочкой приводной цепи, и уже затем 4.
— снимите уплотнительную манжету с конца распределительного вала(-ов), повторное ее использование не рекомендуется; затем снимите распределительный вал с головки блока цилиндров, поместите его в чистое и сухое место; на двигателе ABF оба распределительных вала снимаются одновременно вместе с приводной цепью; отметьте направление вращения цепи, чтобы обеспечить ее размещение в прежнем положении при последующей сборке;
— аккуратно вытащите гидравлические толкатели клапанов из отверстий в головке; разместите их так, чтобы при установке каждый из толкателей был установлен на то же самое место — иной порядок их установки ведет к их преждевременному износу;

Приспособление для извлечения клапана из седла

Рис. 2.9. Приспособление для извлечения клапана из седла


— с помощью специального приспособления сожмите каждую клапанную пружину и, переместив на достаточное расстояние вниз по стержню клапана упорную тарелку пружины, извлеките сухари (рис. 2.9). Приспособление, необходимое для демонтажа и монтажа клапанов, имеет номер 2036. Если в вашем распоряжении нет необходимого приспособления, можно использовать отрезок трубы подходящего диаметра. Наденьте его на верхнюю тарелку пружины, затем молотком нанесите резкий и сильный удар по трубе, чтобы сухари клапана могли выскочить. Будьте осторожны, не повредите головку блока цилиндров. Настоятельно рекомендуется прибегать к последнему методу только в крайних случаях;
— извлеките из головки тарелки и пружины, затем, желательно также с помощью специального инструмента, извлеките маслосъемные колпачки (также можно снять маслосъемные колпачки плоскогубцами). Далее с помощью приспособления 3047 достаньте из отверстий нижние тарелки пружин;
— извлеките клапаны из головки блока цилиндров. Если замены клапанов не предполагается, пронумеруйте их. Если клапан не выходит из направляющей втулки, осторожно прошлифуйте конец его стержня мелкой шлифовальной бумагой.



2.5.5. Проверка
Перед осмотром полностью удалите с головки блока цилиндров все масляные отложения, остатки старой прокладки, нагар из камер сгорания. Допускается использование шкурки с зернистостью не менее 100. Будьте осторожны: не повредите фаску седел клапанов. После очистки промойте головку растворителем или бензином, чтобы удалить оставшуюся грязь. Очистите клапаны от нагара щеткой из тонкой проволоки. В случае массивных отложений сначала удалите их большую часть тупым скребком или ножом, и уже затем используйте проволочную щетку. Будьте осторожны: не повредите поверхность фаски клапанов. Очистите и отмойте остальные детали. Осмотр производится по следующей схеме:
— тщательно осмотрите сопрягаемую с блоком поверхность головки блока цилиндров. Удостоверьтесь в отсутствии трещин и признаков выгорания, обращая особое внимание на участки вокруг седел клапанов и отверстий свечей зажигания. Хотя изготовитель и утверждает, что при обнаружении небольших трещин и признаков выгорания между седлами клапанов (максимально допустимая ширина — 0,5 мм) головку цилиндров можно использовать, издательство настоятельно рекомендует обратиться к услугам станции технического облуживания, выполняющего ремонт/восстановление деталей двигателя;
— проведите осмотр седел клапанов. Если обнаружены незначительные дефекты (выкрашивание и выгорание), их можно удалить в ходе притирки клапанов при сборке (см. далее). Сильно изношенные или поврежденные седла могут быть восстановлены с помощью допустимой проточки. Данную операцию, требующую высокой точности и специальных навыков, также рекомендуется выполнять на профильной станции технического обслуживания;

Нумерация крышек подшипников распределительных валов

Рис. 2.10. Нумерация крышек подшипников распределительных валов


— с помощью линейки и набора щупов проверьте плоскости головки блока цилиндров, сопрягаемые как с блоком цилиндров, так и с коллекторами. Сделайте по одному измерению в продольном направлении на поверхностях стыка впускного и выпускного коллекторов. Сделайте несколько измерений поперек поверхности головки цилиндра, на которой располагается прокладка (рис. 2.10), чтобы оценить деформацию во всех направлениях. Имейте в виду, что на бензиновых двигателях возможно восстановление поверхности головки блока цилиндров путем снятия участков поверхности с помощью шкурки. В случае необходимости профессиональной механической обработки головки цилиндров обратитесь на профильную станцию технического обслуживания. Имейте в виду, что при таком ремонте требуется выдержать минимальную высоту головки цилиндров, необходима переточка седел клапанов, в некоторых случаях — замена всех клапанов (на клапаны ремонтного размера). Проведите предварительную консультацию на профильной станции технического обслуживания;
— осмотрите распределительный вал. Поверхность шеек и кулачков должна быть гладкая с матовым блеском.
Синеватый цвет поверхностей говорит о перегреве двигателя или о его недостаточной смазке. Задиры, выкрашивание, яркий блеск говорят об износе. Ускоренный износ начинается сразу же после повреждения наружного слоя распределительного вала, а поэтому всегда следует заменять поврежденные детали;
— проверьте привод распределителя зажигания на наличие люфта: износ зубьев шестерни влияет на установку угла опережения зажигания;
— с помощью специального стенда проверьте распределительный вал на биение. Его максимально допустимое значение не указывается изготовителем, но в качестве ориентира можно использовать значение 0,1 мм. Если результат измерения превышает это число, то следует решить вопрос о замене распределительного вала;

Проверка плоскостности поверхности головки блока цилиндров

Рис. 2.11. Проверка плоскостности поверхности головки блока цилиндров


— установите распределительный вал на головку цилиндров, зафиксировав его крышками первого и последнего подшипников (на двигателях ABD, ABU и АЕА устанавливают крышку только третьего подшипника). С помощью специального индикатора измерьте осевой люфт (рис. 2.11);

       ПРИМЕЧАНИЕ
Гидравлические толкатели при проведении этой процедуры должны быть сняты; Если износ находится за допустимыми рамками (см. табл. 2.8), чаще его можно отнести к комплексному износу деталей головки блока цилиндров — обратитесь к квалифицированному специалисту за консультацией, при необходимости замените головку блока цилиндров.

— измерьте рабочий зазор между опорными шейками распределительного вала и посадочными местами, образуемых крышками подшипников и головкой цилиндров. Наиболее подходящий для этого метод — использование материала «Plastigage». Смажьте распределительный вал и крышки технологической силиконовой смазкой. Отрежьте от стержня «Plastigage» кусочки нужной длины, разместите их на опорных шейках вала и зафиксируйте его крышками. Извлеките расплющенные фрагменты пластика и, сопоставив его ширину с прилагаемой шкалой, определите рабочий зазор. Сопоставьте полученные значения рабочих зазоров с указанными в табл. 2.8 и, если какой-либо из них находится вне указанного допуска, замените распределительный вал и головку цилиндров. Имейте в виду, распределительные валы ремонтного размера вместе со вкладышами подшипников можно приобрести в соответствующих магазинах или получить на заказ;
— произведите осмотр клапанов. На их стержнях не должны присутствовать «ступеньки», задиры. На тарелках клапанов не должно быть трещин, следов выгорания. Убедитесь, что на торце стержня клапана нет значительного износа (такие дефекты могут быть вызваны неисправными гидравлическими толкателями).
Измерьте микрометром толщину стержня каждого клапана в нескольких точках по длине, проверьте длину клапанов, диаметр тарелки и сравните результаты измерений с данными, приведенными в табл. 2.8, при необходимости замените клапаны;

       ПРИМЕЧАНИЕ
Направляющие втулки клапана устанавливают в головке цилиндров по посадке с натягом и для их снятия/установки необходимо специальное оборудование — при необходимости обратитесь на профильную станцию технического обслуживания.

— с помощью V-образной призмы и стрелочного индикатора измерьте радиальное биение тарелки клапана. Изготовитель не указывает максимально допустимое значение, но клапан следует заменить, если замечено какое-либо значимое биение;

Измерение осевого люфта распределительного вала

Рис. 2.12. Измерение осевого люфта распределительного вала


— измерьте максимальное отклонение клапана в направляющей между диаметрально противоположными точками (рис. 2.12). Если измеренное значение находится вне допуска, приведенного в табл. 2.8, то клапан и направляющую втулку следует заменить;
— измерьте длину каждой из клапанных пружин в свободном состоянии. Поскольку изготовителем требуемое значение не указано, то единственным способом проверить длину пружин может быть сравнение с новой пружиной;

Визуальная проверка деформации пружины клапана

Рис. 2.13. Визуальная проверка деформации пружины клапана


— проверьте каждую пружину на предмет искривления установив ее вертикально рядом с угольником (рис. 2.13). Проверьте пружину визуально; если она кажется деформированной, то замените пружину.



2.5.6. Сборка
Притирка клапанов

Притирка клапана

Рис. 2.14. Притирка клапана


Притирку клапанов необходимо производить с помощью специального инструмента (в продаже имеется несколько типов такого инструмента). Также для этого вам потребуется крупнозернистая и мелкозернистая шлифовальная паста. Нанесите небольшое количество мелкозернистой пасты на фаску клапана и, прикрепив шлифовальный инструмент к тарелке клапана, вращательными движениями притирайте головку клапана к седлу (рис. 2.14). Периодически поднимайте клапан и поворачивайте его, чтобы перераспределить шлифовальную пасту. Проведите притирку каждого клапана до тех пор, пока поверхность контакта на клапане и на седле не будет выглядеть как непрерывное матовое серое кольцо постоянной ширины. Если дефекты клапанов и седел настолько велики, что не устраняются в ходе притиркой мелкой пастой, используйте крупнозернистую шлифовальную пасту.

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
В случае притирки крупнозернистой пастой необходимо проверить, будут ли соблюдены допустимые размерные характеристики (если стержни клапанов будут выступать слишком высоко из своих направляющих втулок, то они будут препятствовать правильной работе гидравлических толкателей). После притирки с помощью крупнозернистой пасты обязательно удалите ее остатки и выполните доводку поверхностей мелкозернистой.

Установка клапанов и гидравлических толкателей
Установку проводите следующим образом:

При установке нижней тарелки пружины ее выпуклая сторона должна быть обращена к головке цилиндров

Рис. 2.15. При установке нижней тарелки пружины ее выпуклая сторона должна быть обращена к головке цилиндров


— если предусмотрено конструкцией (в зависимости от года изготовления могут быть установлены либо двойные клапанные пружины, либо одинарные без нижней тарелки), установите на место нижнюю упорную тарелку пружины, расположив ее, как показано на рис. 2.15;
— вставьте клапан в направляющую втулку в головке блока цилиндров, смазав его стержень чистым моторным маслом, и наденьте установочную втулку, поставляемую вместе с новыми маслосъемными колпачками, на конец стержня клапана;
— смажьте устанавливаемый маслосъемный колпачок чистым моторным маслом и, осторожно надев его на стержень клапана, протолкните по стержню до втулки клапана. Далее осторожно наденьте его на направляющую втулку — следите за тем, чтобы он встал без перекоса, — и запрессуйте его с помощью специального инструмента (3129) или подходящего по диаметру отрезка трубки или торцового ключа достаточной длины;
— установите клапанную пружину в головку блока цилиндров. Если конструкцией предусмотрена нижняя тарелка, проследите, чтобы пружина правильно совместилась с ней. Установите верхнюю тарелку на пружину, затем специальным приспособлением (см. разборку головки блока цилиндров) сжимайте пружину вплоть до того момента, когда верхняя тарелка окажется ниже канавок под сухари. Удерживая пружину сжатой, пинцетом установите сухари, затем плавно отпустите приспособление для сжатия пружин, следя за тем, чтобы сухари оставались на своих местах. Если сухари встали на свои места, верхняя тарелка плотно сжимает их и надежно удерживает в канавках на стержне клапана; повторите эту процедуру для каждого клапана, по завершении ударьте по концу каждого клапана через деревянный брусок молотком. Еще раз убедитесь, что сухари надежно сидят на своих местах;
— смажьте чистым моторным маслом поверхности гидравлических толкателей клапанов и в прежнем порядке (если толкатели не меняются) установите их на место в головку блока цилиндров. Утопите их вплоть до контакта с клапанами, затем смажьте их верхние части.
Установка распределительного вала
Смажьте шейки и кулачки распределительного вала, а также его опорные подшипники скольжения в головке блока цилиндров чистым моторным маслом и разместите распределительный вал на его постели.

       ПРИМЕЧАНИЕ
При установке распределительного вала производитель рекомендует применять новые гайки крышек.


Правильное расположение меток распределительных валов на двигателе ABF

Рис. 2.16. Правильное расположение меток распределительных валов на двигателе ABF


— на двигателе ABF наденьте на оба вала приводную цепь (учитывая ее прежнее положение) таким образом, чтобы установочные метки были совмещены, как показано на рис. 2.16. Опустите распределительные валы и цепь на головку цилиндров, следя за тем, чтобы метки остались совмещенными;
— установите распределительный вал так, чтобы кулачки первого цилиндра смотрели вверх (исключая двигатели ABO, AEA, ABU и ABF), затем еще раз смажьте чистым моторным маслом поверхности опорных шеек распределительного вала и установите на место фиксирующие крышки распределительного вала. Будьте внимательны — не перепутайте их!

Крышки подшипников распределительного вала двигателя ABF. Вырез показан стрелкой

Рис. 2.17. Крышки подшипников распределительного вала двигателя ABF. Вырез показан стрелкой


— на двигателе ABF сначала фиксируется впускной вал крышками № 6 и 8. После того, как вы затянули их с требуемым усилием, зафиксируйте выпускной распределительный вал крышками № 2 и 4. Нанесите на торцовые части крышек № 1 и 5 маслостойкий герметик и установите попарно крышки № 1 и 3, 5 и 7. Крышки распределительных валов устанавливаются таким образом, чтобы срезанные углы находились со стороны впускного коллектора (рис. 2.17).
— смажьте сопрягаемые поверхности крышек 1 и 5 герметиком;

Расположение крышек подшипников распределительного вала на двигателях ABU, ABD и АЕА

Рис. 2.18. Расположение крышек подшипников распределительного вала на двигателях ABU, ABD и АЕА


— на двигателях ABU, AEA и ABD номер каждой крышки соответствует номеру цилиндра. Удлиненный выступ должен находиться на впускной стороне головки цилиндров (рис. 2.18). Сначала устанавливаются и затягиваются моментом, указанным для первой протяжки, крышки № 2 и 4. Далее устанавливаются и затягиваются крышки № 1,3,5. Перед установкой смажьте тонким слоем герметика торцовые части крышек № 1 и 5;

Расположение крышек подшипников распределительного вала на двигателях AАМ, ABS, 2E, ADZ, ADY (ось их отверстия смещена относительно середины)

Рис. 2.19. Расположение крышек подшипников распределительного вала на двигателях AАМ, ABS, 2E, ADZ, ADY (ось их отверстия смещена относительно середины)


— на двигателях AАМ, ABS, 2E, ADZ, ADY сначала устанавливаются и затягиваются моментом, указанным для первой протяжки, крышки № 2 и 5, затем — все остальные. Торцовые поверхности крышек № 1 и 5 обрабатываются герметиком. Особое внимание обратите на правильное положение асимметричных крышек (рис. 2.19).

Установка уплотнительной манжеты распределительного вала
Замена уплотнительной манжеты распределительного вала может быть произведена без снятия головки блока цилиндров и предполагает демонтаж приводного ремня(-ей) вспомогательных агрегатов, шкива привода вспомогательных агрегатов, крышки зубчатого ремня, зубчатого ремня распределительного вала и устройства его натяжения (если предусмотрено комплектацией), зубчатого шкива распределительного вала и его задней крышки. На двигателях ABU, АВD, АЕА также необходимо провести слив охлаждающей жидкости и снятие водяной помпы (описание процесса демонтажа перечисленных деталей, а также процедуру съема уплотнительной манжеты см. ранее).
Чтобы снять уплотнительную манжету распределительного вала без демонтажа распределительного вала:
— просверлите в установленной манжете два маленьких отверстия в диаметрально противоположных друг другу точках. Вверните в эти отверстия два самонарезающих винта, извлеките манжету, потянув плоскогубцами за головки винтов;
— очистите посадочное место манжеты распределительного вала. Удалите все остатки старой манжеты, заусеницы, задиры;
— наденьте манжету на хвостовик распределительного вала, смазав уплотняющую кромку новой манжеты или распределительный вал чистым моторным маслом, затем молотком и подходящей по диаметру торцовой головкой (или специальной оправкой) запрессуйте манжету без перекоса в гнездо. Имейте в виду, чтобы не повредить манжету при запрессовке, используйте головку, которая будет опираться только на твердую наружную часть уплотнительной манжеты, а не на внутреннюю мягкую кромку;
— установите на место зубчатые шкивы, крышку ремня привода распределительного вала, ремень ГРМ, переднюю крышку ремня привода распределительного вала, ремень привода вспомогательных агрегатов;

       ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не трогайте распределительный вал или головку блока цилиндров.

— установите на место выходной патрубок охлаждающей жидкости, заменив уплотнительное кольцо;
— установите датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик давления масла; зубчатый шкив ремня привода распределительного вала на распределительный вал;
— если предусмотрено конструкцией, сначала установите в паз на распределительный вал шпонку плоской поверхностью вверх, далее установите зубчатый шкив на распределительный вал так, чтобы шпонка вошла в паз шкива. Если шпонка не предусмотрена конструкцией, совместите выступ на шкиве с выемкой на хвостовике распределительного вала.

Автомобильные новости
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Назад к содержимому