Перейти к контенту

Электрооборудование Фольксваген - Генератор

Библиотека > Volkswagen Golf III > 9. Электрооборудование

Руководства по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей
Интернет-магазины по продаже автомобильной литературы издательств: «Третий Рим», «Легион-Автодата», «Монолит» и других



Volkswagen Amarok , Volkswagen Bora , Volkswagen Caddy , Volkswagen California , Volkswagen Caravelle , Volkswagen Crafter , Volkswagen Fox , Volkswagen Gol , Volkswagen Golf , Volkswagen Jetta , Volkswagen Kafer , Volkswagen LT , Volkswagen Lupo , Volkswagen Multivan , Volkswagen Passat , Volkswagen Phaeton , Volkswagen Pointer , Volkswagen Polo , Volkswagen Santana , Volkswagen Scirocco , Volkswagen Sharan , Volkswagen Tiguan , Volkswagen Touareg , Volkswagen Touran , Volkswagen Transporter , Volkswagen up! , Volkswagen Vento

VOLKSWAGEN GOLF III / VENTO 1991-1997 бензин / дизель Пособие по ремонту и эксплуатации
Название книги

Инструкция по ремонту Фольксваен, ремонт, эксплуатация, техническое обслуживание

ISBN:
  978-5-91779-100-4
Язык:
 Русский

Руководство по ремонту, устройству и техническому обслуживанию автомобилей Volkswagen




Глава из руководства по ремонту автомобиля ( без картинок ) для ознакомления перед покупкой

9.2. Генератор

Меры предосторожности при проведении работ в системе электроснабжения
Проверка генератора
Снятие и установка генератора
Разборка и сборка генератора Воsch
Ремонт генератора
Поездка с неисправным генератором
Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения



Генератор является основным источником тока в системе электроснабжения автомобиля. При работающем двигателе он питает электричеством все электроагрегаты и обеспечивает зарядку аккумуляторной батареи. Генератор вырабатывает переменный трехфазный ток, который преобразуется в постоянный за счет работы выпрямителя, схема которого выполнена на полупроводниковых диодах. Кроме этого, поддержание постоянного напряжения и защиту генератора от перегрузок обеспечивает регулятор напряжения.

Детали генератора Воsch

Рис. 9.1. Детали генератора Воsch: 1 — шкив привода; 2 — втулка; 3 — крышка со стороны привода; 4 —  шарикоподшипник ротора; 5 — внутренняя шайба крепления подшипника; 6 — ротор со встроенным вентилятором; 7 — распорное кольцо; 8 — статор; 9 — крышка со стороны контактных колец; 10 — выпрямительный блок; 11 — регулятор напряжения и щеткодержатель; 12 — защитный кожух


На автомобилях Golf III/Vento установлены трехфазные генераторы переменного тока со встроенным выпрямительным блоком компании «Воsch» (рис. 9.1) или «Valeo» (рис. 9.2).

Детали генератора Valeo

Рис. 9.2. Детали генератора Valeo: 1 — шкив привода; 2 — крышка со стороны привода; 3 — передний шарикоподшипник ротора; 4 — статор; 5 — ротор; 6 — задний шарикоподшипник ротора; 7 — крышка со стороны контактных колец; 8 — выпрямительный блок; 9 — регулятор напряжения и щеткодержатель; 10 — защитный кожух


Схема соединений обмоток статора — «звезда». Охлаждение генератора осуществляется воздушным потоком от вентилятора через отверстия крышки со стороны привода.
Технические характеристики генераторов «Bosch» и «Valeo» приведены в табл. 9.2 и 9.3 соответственно.

На указанных генераторах установлены регулятор напряжения типа ЕL 14V4C и угольные щетки. Напряжение регулирования при токе отдачи не более 10 А составляет 13,7 — 14,5 В. Длина новых щеток составляет 12 мм, а минимально допустимая длина — 5 мм (допустимое отклонение +1 мм).
Привод генератора осуществляется клиновым ремнем.

Регулировка натяжения ремня привода генератора

Рис. 9.3. Регулировка натяжения ремня привода генератора: 1 — пружина; 2 — болт крепления генератора


Для автомобиля без кондиционера применяется ремень привода генератора 21,36ґ963 (типа Hutchinson 6 РК 923), который является также приводным ремнем и для водяного насоса. Натяжение ремня осуществляется автоматически с помощью пружины 1 (рис. 9.3), посредством отворачивания болта 2 крепления генератора.
Для автомобиля с системой кондиционирования воздуха применяется ремень привода генератора 21,36ґ1145, который является также приводным ремнем и для компрессора кондиционера. В этом случае натяжение осуществляется автоматически с помощью натяжного ролика.


9.2.1. Меры предосторожности при проведении работ в системе электроснабжения

При проведении работ в системе электроснабжения для избежания получения травмы или повреждения устройств самой системы соблюдайте следующие меры предосторожности:
— не допускается работа генератора с отсоединенной аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на выводе генератора, которые могут повредить регулятор напряжения и электронные устройства в бортовой сети автомобиля;
— запрещается проверка работоспособности генератора на «искру» даже кратковременным соединением вывода генератора с «массой». Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра;
— никогда не путайте между собой провода регулятора напряжения;
— никогда не включайте регулятор напряжения, если он соединен каким-либо образом с «массой», иначе произойдет его немедленное повреждение;
— никогда не снимайте генератор, если аккумуляторная батарея не отключена от бортовой сети;
— при установке аккумуляторной батареи обратите внимание на то, чтобы «минусовый» провод был присоединен к «массе»;
— запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора;
— если аккумуляторная батарея установлена в автомобиле и планируется ее подзарядка зарядным устройством, то отсоедините от выводов аккумуляторной батареи оба провода. Правильно подключайте зарядное устройство к выводам аккумуляторной батареи;
— «минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» — подключаться к выводу генератора. Ошибочное обратное включение аккумуляторной батареи немедленно вызовет повреждение выпрямителя и регулятора напряжения;
— при электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех выводов генератора и аккумуляторной батареи.


9.2.2. Проверка генератора

Внешние проявления неисправностей системы электроснабжения следующие:
— нет признаков заряда аккумуляторной батареи;
— аккумуляторная батарея разряжается в процессе эксплуатации, но признаков нарушения работы генератора нет;
— аккумуляторная батарея перезаряжается;
— генератор при работе издает сильный шум;
— контрольная лампа разряда АБ не загорается при включении зажигания.
Если нет признаков заряда аккумуляторной батареи, то причины могут быть следующие:
— перегорание предохранителя в цепи возбуждения генератора;
— ослабление или повреждения приводного ремня генератора;
— обрыв или короткое замыкание в проводах;
— неисправности регулятора напряжения;
— неисправность вольтметра либо цепи контрольной лампы разряда.
Если аккумуляторная батарея разряжается в процессе эксплуатации, но признаков нарушения работы генератора нет, то причины могут быть следующие:
— неправильные действия при включении стартера;
— перерасход энергии;
— ослабление контактных соединений;
— недостаточная величина напряжения, вырабатываемая генератором (из-за неисправного регулятора напряжения или слабого натяжения приводного ремня).
Если аккумуляторная батарея перезаряжается, то возможно:
— неисправен регулятор напряжения;
— замыкание вывода обмотки возбуждения генератора на «массу».
Если генератор при работе издает сильный шум, то причиной этого может быть:
— обрыв одной из обмоток статора;
— неисправность выпрямительного блока;
— ослабление гайки крепления шкива;
— загрязнение контактных колец и щеток;
— отсутствие смазки в подшипниках.
Самостоятельно можно проверить только натяжение приводного ремня генератора и состояние угольных щеток генератора. Все остальные проверочные работы должны проводиться на СТОА.


9.2.3. Снятие и установка генератора

Снятие генератора проводите в следующем порядке:
— снимите «минусовый» провод с вывода аккумуляторной батареи. Отогните кабель от полюсного вывода аккумуляторной батареи (чтобы избежать их случайного соприкосновения);
— отсоедините кабельный штекер со стороны контактных колец. Выньте провод из отсоединенного зажима;
— ослабьте натяжитель приводного ремня и два болта крепления генератора;
— нажмите на генератор в сторону ослабления ремня и снимите приводной клиновый ремень;
— извлеките нижний болт крепления генератора, находящийся снизу, и снимите генератор.
Установку генератора проводите в порядке, обратном снятию. Вставьте клиновый ремень в шкив и отрегулируйте его натяжение.


9.2.4. Разборка и сборка генератора Воsch

Разборку генератора проводите в следующем порядке:

Детали генератора Воsch

Рис. 9.1. Детали генератора Воsch: 1 — шкив привода; 2 — втулка; 3 — крышка со стороны привода; 4 —  шарикоподшипник ротора; 5 — внутренняя шайба крепления подшипника; 6 — ротор со встроенным вентилятором; 7 — распорное кольцо; 8 — статор; 9 — крышка со стороны контактных колец; 10 — выпрямительный блок; 11 — регулятор напряжения и щеткодержатель; 12 — защитный кожух


— отверните гайку крепления шкива с вала ротора и при помощи съемника снимите шкив 1 (см. рис. 9.1) и втулку 2;
— снимите с вала сегментную шпонку;
— отверните болты крепления и снимите защитный кожух 12;
— отверните винты и снимите регулятор напряжения 11 вместе с щеткодержателем;
— пометьте крышку 3 со стороны привода и корпус напротив него и выверните два стяжных болта;
— отсоедините внутреннюю шайбу 5 крепления подшипника от крышки 3 генератора;
— поместите крышку генератора и ротор под пресс и спрессуйте ротор 6. Винты внутренней шайбы крепления подшипника вынутся, как только ротор будет спрессован;
— если необходимо снять передний подшипник из крышки, отсоедините винты с внутренней стороны и спрессуйте передний подшипник;
— отожмите задний подшипник с конца распорного кольца 7 ротора. Если для этого необходимо воспользоваться съемником, подведите его под внутреннюю обойму подшипника;
— отпаяйте выпрямительный блок 10. Провода в зоне припоя, оказавшиеся между статором и паяльником, зажмите массивными плоскогубцами для обеспечения отвода тепла — диоды не должны перегреваться.
Диоды выпрямителя следует отпаивать лишь при наличии соответствующего оборудования и профессиональных навыков.
Сборка генератора производится в порядке, обратном порядку разборки.


9.2.5. Ремонт генератора

Произвести ремонт генератора самостоятельно сложно и нецелесообразно, так как для определения его исправности и соответствия его характеристик потребуется специальный стенд.

       ПРИМЕЧАНИЕ
В процессе электрических проверок генератора, особенно на ступени выпрямления, используемое оборудование не должно вырабатывать напряжение выше 14 В, чтобы избежать риска разрушения некоторых компонентов.

Поэтому ремонт генератора лучше доверить квалифицированным специалистам на СТОА фирмы «Volkswagen», где можно также заменить генератор из обменного фонда. Такой генератор на 50% будет дешевле нового.
Однако, прежде чем заменять генератор, можно провести некоторые проверочные работы.

Проверка регулятора напряжения на автомобиле
Для проверки регулятора напряжения, необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15 — 30 В класса точности не хуже 1,0.
Проверку регулятора напряжения, установленного на автомобиле, проводите в следующем порядке:
— запустите двигатель и дайте ему поработать около 15 мин на средней частоте вращения;
— с помощью вольтметра замерьте напряжение между клеммой «30» и «массой» генератора;
— напряжение должно находиться между 13,3 — 14,6 В.
В том случае, если наблюдается систематический недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить. Кроме этого необходимо проверить состояние угольных щеток.

Проверка состояния угольных щеток
Хотя эту работу можно провести и при установленном генераторе, рекомендуется все же снять генератор с автомобиля.
Проверку состояния угольных щеток проводите в следующем порядке:
— отверните болты крепления защитного кожуха и снимите его;
— отверните два болта крепления регулятора напряжения;
— осторожно выньте из корпуса генератора регулятор напряжения в сборе со щеткодержателем и щетками генератора;
— проверьте состояние контактной части угольных щеток. Проконтролируйте подвижность щеток в щеточных направляющих, в случае необходимости почистите щеткодержатель с помощью трихлорэтилена;

Длина выступающей части щеток (а)

Рис. 9.4. Длина выступающей части щеток (а)


— измерьте длину «а» (рис. 9.4) выступающих из щеткодержателя угольных щеток. Если их длина меньше 5 мм, то щетки следует заменить.
Новая угольная щетка имеет длину 12 мм, таким образом, можно узнать, насколько сильно сточились угольные щетки. Замена старых угольных щеток на новые означает замену всего регулятора напряжения в сборе со щетками и щеткодержателем, так как угольные щетки впаяны в щеткодержатель. Однако можно при желании самому припаять электрическое соединение новой угольной щетки.

Проверка ротора

Проверка обмотки возбуждения генератора на обрыв

Рис. 9.5. Проверка обмотки возбуждения генератора на обрыв


Обмотка возбуждения генератора проверяется на обрыв и короткое замыкание. Подключите тестер (в режиме омметра) к контактным кольцам ротора (рис. 9.5). Тестер должен показывать сопротивление обмотки, равное 2,8 — 3,0 Ом.
Если тестер показывает большее сопротивление, то протрите смоченной в трихлорэтилене тряпочкой контактные кольца и зачистите их стеклянной шкуркой. Если в контактном кольце образовалась канавка глубиной более 1,5 мм, то кольцо нужно переточить на токарном станке. Если же тестер указывает на обрыв (сопротивление «бесконечно большое»), прежде всего осмотрите места соединений обмотки возбуждения с контактными кольцами. Часто именно они являются причинами обрыва цепи возбуждения. Тщательно пропаяйте эти соединения мощным (не менее 100 Вт) паяльником либо замените ротор.
Иногда контактные кольца проворачиваются относительно ротора, что тоже ведет к обрыву цепи возбуждения. Замените ротор или приклейте проворачивающееся кольцо к валу с помощью эпоксидного клея.
Причиной обрыва цепи возбуждения может быть также отсоединение провода от щетки. В этом случае замените ротор либо высверлите в торце щетки выемку диаметром, большим диаметра провода, залейте выемку клеем в смеси с опилками графита от неисправной щетки и вставьте провод.

Проверка обмотки возбуждения генератора на короткое замыкание

Рис. 9.6. Проверка обмотки возбуждения генератора на короткое замыкание


Короткое замыкание в обмотке возбуждения проверяется присоединением одного щупа тестера (в режиме омметра) к контактному кольцу ротора, а другого — к ротору (рис. 9.6).
Если стрелка отклоняется, попытайтесь найти и устранить замыкание. Чаще всего оно бывает в местах соединений обмотки возбуждения с контактными кольцами — под действием центробежных сил провод обрывается и соединяется с валом ротора генератора. Если не удается устранить короткое замыкание в обмотке возбуждения — замените весь ротор.
Отметим, что обмотку возбуждения можно проверить, не снимая генератор с автомобиля. К контактным кольцам можно получить доступ, если снять защитный кожух и регулятор напряжения со щеткодержателем.,

Проверка статора
Обмотку статора генератора тоже проверьте на обрыв или короткое замыкание. Для проверки на обрыв тестер (в режиме омметра) подключается поочередно к концам двух фаз статора. Если показание индикатора не соответствует 0,1 — 0,11 Ом, то в цепи проверяемой обмотки есть обрыв. Если место обрыва обнаружено, пропаяйте место соединения оборванных проводов мощным паяльником (не менее 100 Вт), покройте его лаком и просушите при высокой температуре.
При проверке обмотки статора на обрыв обратите внимание на показания тестера при его подключениях между выводами фаз. При всех подключениях тестера его показания должны быть одинаковыми. Если же тестер будет показывать разное сопротивление, то это значит, что в обмотке статора есть межвитковое замыкание. Такую обмотку следует заменить.
Чаще всего при коротком замыкании место повреждения можно определить путем наружного осмотра — видны следы перегрева проводки. Короткое замыкание обмотки статора на корпус определяется подсоединением одного щупа тестера (в режиме омметра) к одному из выводов обмотки, а второго щупа — к корпусу статора. Если стрелка тестера отклоняется — значит проверяемая обмотка замыкает на корпус. Если найти место короткого замыкания не удается — замените весь статор.


9.2.6. Поездка с неисправным генератором

Если во время поездки обнаружилось, что генератор больше не заряжает аккумуляторную батарею, то это значит, что генератор не вырабатывает напряжения, либо неисправна цепь контрольной лампы разряда, либо неисправен электронный вольтметр. В светлое время суток можно ехать еще в течение нескольких часов (при условии, что аккумуляторная батарея в хорошем состоянии).
В данной ситуации выполняйте следующие рекомендации:
— по возможности не выключайте двигатель, так как при его повторном запуске расходуется большое количество энергии;
— если все же нужно выключить двигатель, то поставьте автомобиль под уклон, чтобы была возможность запустить двигатель, толкая автомобиль под уклон;
— выключите обогрев заднего стекла, магнитолу и печку;
— если идет несильный дождь, то поставьте стеклоочистители на режим прерывистого включения;
— если приходится ехать в темное время суток, то включайте только ближний свет.
Если в пути отказал регулятор напряжения, то можно восстановить работоспособность генератора, если соединить вывод «DF» регулятора с «массой» через лампу небольшой мощности (на 12 В и 5—8 Вт). При работе двигателя лампа будет выполнять роль регулятора напряжения, обеспечивая тем самым заряд аккумулятора. При первом удобном случае следует заменить вышедший из строя регулятор напряжения на новый.

9.2.7. Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения

Возможные неисправности генератора, их причины и методы устранения представлены в табл. 9.4.

Автомобильные новости
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Назад к содержимому